Exhibits of the Russian Federation museum fund State catalog as a resource for studying the material culture of the Seto
Table of contents
Share
QR
Metrics
Exhibits of the Russian Federation museum fund State catalog as a resource for studying the material culture of the Seto
Annotation
PII
S230861810025867-3-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Liudmila Alieva 
Affiliation: Associate Professor at the Department of Russian and World History of the Pskov State University
Address: Pskov, 2 Lenin Square, Pskov 180000
Edition
Abstract

The article presents the results of the search for information about the material heritage of the Seto in the State Catalog of the Museum Fund of the Russian Federation, which is not only an internal tool for organizing a centralized accounting of museum exhibits, but also an open external database. Working with the State Catalog in terms of searching for the information about the material heritage of the Seto is complicated by the discrepancies in the name and self-name of the people and the peculiarities of adding the exhibits to the State Catalog by museum workers from different regions of the Russian Federation. Despite the indicated difficulties of the work, the State Catalog is one of the resources that allows conducting the interdisciplinary scientific research, supplementing the results of scientific research by expanding the empirical base of the study, and organizing the project and educational research activities in educational organizations. The availability of the State Catalog as an open information resource also makes it possible to popularize the historical and cultural heritage of the small people of Seto both in Russia and abroad.

Keywords
setu (seto), material culture, State catalog, media expedition
Received
09.03.2023
Date of publication
12.06.2023
Number of purchasers
12
Views
292
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf
Additional services access
Additional services for the article
1 Сету (сето) — сформировавшийся к началу XX в. на территории Псковской губернии Российской империи малочисленный прибалтийско-финский народ, территория проживания которого в настоящее время разделена границей между Российской Федерацией и Эстонией: одна часть сету (сето) проживает преимущественно на территории Печорского района Псковской области, другая часть — в Эстонии, на восточных окраинах уездов Вырумаа и Пылвамаа, которые до 1920 г. входили в состав Псковской губернии. Эти территории по обе стороны от государственной границы составляют историко-географическую область называемую Сетумаа (Сетомаа), т.е. «земля сету/сето».
2 Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2010 г. сету (сето) были включены в Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации. На тот момент сету (сето) назвали себя 117 жителей Печорского района, что вероятно несколько ниже их реального количества, поскольку часть сету (сето) традиционно идентифицирует себя как «эстонцы».
3 Сету (сето) являются предметом довольно пристального внимания российских исследователей, которые в последние годы фокусируют свое внимание в основном на исследовании проблем динамики численности сету (сето), расселения сету (сето), этнокультурной идентичности сету (сето) и ее сохранению1.
1. Глущенко О.А. Сохранение национальной идентичности народности сето // Язык и межкультурная коммуникация. Материалы Международной научной конференции. Псков, 2019. С. 98–102; Суворков П.Э., Манаков А.Г. Имитационное моделирование демографического развития в XXI веке сету (сето) Печорского района Псковской области и Выруского уезда Эстонии // Природное и историко-культурное наследие Восточной Европы как объект социально-географических исследований. Материалы Международной научно-практической конференции. 2019. С. 136–143; Калинина О.В. «Сам какой родился, так себя и ощущаю»: к вопросу об этнокультурной идентичности сету (сето) и эстонцев Псково-Печорского края // Этнокультурная идентичность: феноменология и вариативность в контекстах истории XIX-XXI веков. Материалы Девятнадцатых Международных Санкт-Петербургских этнографических чтений. Санкт-Петербург, 2020. С. 214–218; Манаков А.Г., Бочарникова А.В., Теренина Н.К. Факторы динамики численности разделенных границами частей малочисленных народов вепсов и сету (сето) // Этнография. 2022. № 3 (17). С. 49–69.
4 Значительный пласт информации о народе сету (сето) составляют предметы его материальной культуры, к изучению которых также обращались отдельные авторы2. Собственно предметы материальной культуры сету (сето) хранятся в семьях или в музейных коллекциях, что предполагает ограниченность доступа к ним. Предметы материальной культуры сету (сето) рассредоточены по музейным коллекциям различных регионов нашей страны, что требует кропотливой и долгой работы по выявлению этих предметов и значительных затрат для получения доступа к экспонатам и знакомства с ними. Хранящиеся же в семьях предметы материальной культуры являются реликвиями и обладают не столько материальной ценностью (как, например, предметы из серебра), сколько призваны сохранить память о своих предках, что также делает существенный массив предметов недоступным для исследователей. Отчасти преодолеть данные ограничения позволяет Государственный каталог Музейного фонда Российской Федерации3, который представляет собой открытый информационный ресурс, обладающий значимым исследовательских потенциалом.
2. Колпакова Ю.В. Сведения о сето в XVI–ХХ вв. По материалам Российского государственного архива древних актов (РГАДА) и Государственного архива Псковской области // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные и психолого-педагогические науки. 2013. № 2. С. 162–172; Галицкая И.А. Серебряные украшения сето (сету) из собрания «Золотой кладовой» Псковского музея // Псков. Научно-практический, историко-краеведческий журнал. 2015. № 42. С. 201–219.

3. Государственный каталог Музейного фонда Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: >>>> (дата обращения: 11.01.2023).
5 Государственный каталог Музейного фонда Российской Федерации представляет собой электронную базу данных, содержащую основные сведения о музейном предмете и музейной коллекции, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации. Это единственный информационный ресурс в Российской Федерации, который объединяет фонды и конкретные предметы государственных музеев РФ и регулярно обновляется. По состоянию на январь 2023 г. в базе Госкаталога Музейного фонда РФ зарегистрировано 870 музеев и 3 485 8933 музейных экспонатов.
6 При поиске информации о материальной культуре сету (сето) в Госкаталоге следует учитывать, что в силу существующих разночтений в наименовании народа сету (сето), зафиксированных еще при составлении описания на карточках музейных предметов, при первичном запросе на портале Госкаталога возникают проблемы. Так, по поисковому слову «сету» мы находим в Госкаталоге 1120 ед. хр. По результатам запроса мы получаем все названия, где есть слово «сету» (например, книга «Сетунский стан» Забелина И.Е., значок «Сетунь – 71»). Следовательно, итоговое количество предметов материальной культуры сету (сето) в Госкаталоге значительно меньше. Осуществляя поиск по ключевому слову «сето» мы получили результат в 2116 ед. В общей сумме по двум запросам («сету» и «сето») мы могли бы получить 3228 ед. (за вычетом восьми описаний, принадлежность которых указана с привязкой к двум вариантам названия народа), но, к сожалению, от общего числа выявленных в соответствии с запросами предметов, которые нам могли бы помочь с изучением материальной культуры народа сету (сето), мы получим только около 15 %. Добавим к этому, что при заполнении электронной карточки предмета могла быть допущена ошибка/опечатка в наименовании народа, что также повлияло на итоговый результат поискового запроса.
7 Аналитическая работа с материалами каталога позволила выявить 475 предметов, описание которых позволяет их отнести к предметам/описаниям предметов материальной культуры сету (сето).
8 По количеству представленных экспонатов в Госкаталоге музеи ранжируются следующим образом: Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Российский этнографический музей» — 224 предмета; Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник» — 195 предметов; Федеральное государственное бюджетное учреждение науки «Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) Российской академии наук» — 22 предмета; Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства» — 13 предметов; Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Российский национальный музей музыки» — 9 предметов; Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный исторический музей» — 4 предмета; Муниципальное автономное учреждение культуры «Череповецкое музейное объединение» — 2 предмета; Бюджетное учреждение культуры Удмуртской Республики «Национальный музей Удмуртской Республики имени Кузебая Герда» — 2 предмета; Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник “Изборск”» — 1 предмет; Государственное бюджетное учреждение культуры Архангельской области «Государственное музейное объединение “Художественная культура Русского Севера”» — 1 предмет; Государственное краевое бюджетное учреждение культуры «Коми-Пермяцкий краеведческий музей им. П.И. Субботина-Пермяка» —1 предмет; Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Новгородский государственный объединенный музей-заповедник» — 1 предмет.
9 Мы видим, что предметы материальной культуры сету (сето) в Госкаталоге принадлежат государственным центральным, региональным и местным музеям. Большинство предметов (89 % от общего числа выявленных предметов) материальной культуры и быта народа сету (сето) сосредоточено в Российском этнографическом музее и Псковском государственном объединенном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике.
10 В карточке каждого предмета содержится информация следующего характера: период создания предмета, материал, техника изготовления, размеры, место создания, местонахождение, описание, фото. Несмотря на то, что наличие фото является обязательным при публикации на портал, мы находим некоторые предметы без фото. Подробное описание к предметам мы также можем найти в исключительных случаях, поскольку некоторые специалисты могут занести экспонат в базу без описания или поставить запрет на публикацию описания на портале. Ряд специалистов придерживаются позиции, что люди, которых заинтересовали конкретные предметы конкретного музея для исследования, должны работать с этим предметом и документацией непосредственно в музее на основании отношения, а не брать информацию в открытом доступе, что нам представляется устаревшим подходом к работе с эмпирической базой. А чтобы исследователь смог сделать запрос в музее на данный предмет, в карточке указывается его номер по Книге поступлений и инвентарный номер.
11 Основную массу предметов Госкаталога, связанных с сету (сето) составляют предметы быта и этнографии. Именно к этой категории относится одежда, украшения, инструменты, посуда и другие предметы, которыми пользовались сету (сето).
12 Перечень выявленных предметов материальной культуры и быта сету (сето) в Госкаталоге
13
№ п/п Наименование предмета Количество
1. Фотография 51
2. Пояс 42
3. Негатив (фотонегатив) 42
4. Полотенце 39
5. Линник/линик (концы линика) 31
6. Цепочка 18
7. Рукава 15
8. Конец к полотенцу 15
9. Украшение 13
10. Повязка головная 12
11. Фибула 11
12. Головной убор 11
13. Рубаха 9
14. Передник 8
15. Ожерелье 7
16. Верхняя часть женской рубахи сету 7
17. Серк (серг/сярк) 6
18. Одежда верхняя (шуба, кафтан, сукман) 6
19. Лента 5
20. Рубашка 4
21. Ряпик/рябик 4
22. Сарафан 4
23. Рукавица 4
24. Браслет 4
25. Миска 4
26. Прошва для женской рубашки сету 4
27. Образец ткани 3
28. Часть головного убора 3
29. Нож 3
30. Грампластинка 3
31. Графическая работа 3
32. Перстень 3
33. Сосуд 2
34. Чулок 2
35. Штаны 2
36. Накладные косы 2
37. Косынка 2
38. Скатерть 2
39. Кукла 2
40. Подвеска 2
41. Поршень 2
42. Платок 2
43. Стануха 2
44. Бусы 2
45. Носок 2
46. Привеска 2
47. Нити 2
48. Пряжка 2
49. Лапоть 2
50. Обувь 2
51. Постол 2
52. Каннель 2
53. Рисунок 1
54. Пряди льна 1
55. Образец вышивки 1
56. Льночесалка 1
57. Покрывало 1
58. Короб 1
59. Батик «Сетуская девушка» 1
60. Концы головного убора 1
61. Глиняная фигурка «Эстонка-сету» 1
62. Папка с надписью «Сету» 1
63. Народные песни сету 1
64. Соха 1
65. Брошь 1
66. Гравюра 1
67. Циркуль 1
68. Табакорезка 1
69. Рябчик от костюма сету 1
70. Колоколец 1
71. Сечка 1
72. Ложка 1
73. Валек 1
74. Набедренник 1
75. Перчатка 1
76. Лопата 1
77. Рамка 1
78. Сливочник 1
79. Комплект грампластинок 1
80. Корзина 1
81. Вырезка из журнала. Статья Е. Рихтер «Женский костюм народности сету» 1
82. Плакат к выставке «Искусство народа сету» (фрагмент) 1
83. Скрипка 1
84. Щетка 1
85. Коромысло 1
86. Музыкальная рукопись 1
87. Светец 1
88. Горшок 1
89. Книги 1
90. Подзор 1
91. Ботинок 1
92. Накидка 1
93. Отдельный оттиск. К вопросу об этнической истории сету 1
14 В общий перечень выявленных предметов материальной культуры и быта сету (сето) в Госкаталоге вошли 93 наименования предметов, хранящихся в основных фондах музеев РФ. В наибольшем количестве представлены фотографии сету (сето) и предметов их обихода – 51. Значительная часть этих фотографий принадлежит Борису Степановичу Скобельцину, известному архитектору, реставратору и фотохудожнику. Автором части фотонегативов, удельный вес которых в числе сохранившихся в музеях экспонатов также высок, является Ушаков Никита Владимирович, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник отдела этнографии восточных славян и народов европейской части России МАЭ (Кунсткамера). Представленные в Госкаталоге работы стали результатом его многолетнего участия в этнографических экспедициях по северу и северо-западу России и сбору эмпирического материала в рамках изучения проблем визуальной антропологии и методов архивации полевых материалов.
15 Фотографии являются своеобразными маркерами эпохи, поэтому историку важно уметь работать с фотографией как источником: обращать внимание на все детали, уметь разделять фотографии на достоверные и постановочные, понимать концепцию фотоснимка, определять его историческую ценность. Безусловно, использование фотоснимков в качестве исторических источников сложно с точки зрения анализа, да и не все фотографии можно ввести в научный оборот. Тем не менее, Госкаталог дает возможность познакомиться с коллекциями фотографий на предмет выявления уникальных и интересных снимков, которые помогут заинтересованным исследователям выявить типичное и особенное в материальной культуре и быте сету (сето).
16 Следующим по частоте упоминаний (42) в Госкаталоге предметом материальной культуры сету (сето) является пояс. Пояс был обязательным элементом костюма сету (сето). Как правило, он был соткан на ниту или на бердечке из нитей национальных цветов (бордовый, красный) с использованием национального орнамента. Пояса постоянно находятся в сфере исследовательских интересов, поскольку в силу сочетания различных функций — утилитарных, обрядовых, этноидентификационных, социальных — они информационно насыщены, имеют хронологическую изменчивость и тенденцию к формированию в определенные периоды на обширных территориях однотипных и одностилевых вариантов4. Учитывая ареал проживания сету (сето), было бы интересно выявить сходства и различия поясов сету (сето) с поясами проживающих рядом народов по степени их использования, цветовой гамме, техникам изготовления, орнаменту и функционалу.
4. Рудковская М. М. Семантика поясов и поясных наборов: историографическая традиция изучения // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: История России. 2009. № 5. С. 225–231.
17 Атрибутом жилища православных сету (сето) были полотенца, которые традиционно передавались от поколения к поколению. Традиционные полотенца сету (сето) «pühaserätid» (пюхасерят), как правило, изготавливались на ткацком станке. Чередующиеся горизонтальные полосы без узоров и полосы с растительно-геометрическим орнаментом составляли узор полотенца чаще всего красного (вторая половина ХIХ в.) или вишневого (ХХ в.) цвета. Количество представленных в Госкаталоге полотенец (39 штук) позволяет рассмотреть функции, виды и использование полотенец в жизни сету (сето), орнамент полотенец сетусского края, технику изготовления полотенец и т.п.
18 В музейных коллекциях, представленных в Госкаталоге, хранится длинный до пят полотенчатый головной убор «линик» («линник»), с тканым узором на концах или не украшенный. «Лиником» покрывались закреплённые на висках косы. «Линик» продевали под пояс, а сверху на него повязывали красные тканые ленты «пяву» длиной до пояса. На ленту пришивали бусины «хелме». В большинстве своем в музейных коллекциях, экспонаты которых представлены в Госкаталоге, хранятся концы/окончания «линика» («линника»), украшенные традиционным для сету (сето) орнаментом. Выявленный в Госкаталоге материал позволяет, на наш взгляд, провести анализ семантики текстильных изделий сету (сето), что способно пополнить имеющийся массив научных публикаций о материальной культуре и быте данного народа.
19 В Госкаталоге представлены также украшения народа сету (сето), среди которых цепочки, фибулы, ожерелье и др. Интересным и характерным для народа сету украшением является большая фибула (пряжка или своего рода брошь) в виде конуса с усеченной вершиной или отверстием (встречаются фибулы с запаянным отверстием). Такие пряжки встречаются в Западной и Северной Эстонии, на острове Муху, но только у сету они достигали больших размеров – до 36 см в диаметре при среднем размере в 20 см. Фибула внешне напоминает женскую грудь или чашки бюстгальтера и многие воспринимают эту фибулы как украшения, которых должно быть, соответственно, два. Однако носят одну такую фибулу посередине груди. Называют ее «сету-сульг», «суур сыльг», «суур сольг», пряжка сету и т.д. Носили фибулы замужние женщины детородного возраста примерно с 18 до 45 лет до появления внуков. Часто это украшение невесте дарил жених, что могло повлиять на выбор будущего супруга учитывая, что размер фибулы определялся благосостоянием семьи. Украшения являются неотъемлемой частью культуры, поскольку представляют собой концентрированное отражение истории народа, духовности, символическую модель культурно-исторических связей, которые обладают как утилитарными, так и символическими свойствами5. В связи с этим нам представляется возможным и важным рассмотреть процессы создания и бытования украшений сету (сето) с точки зрения их символической природы в контексте сакрального и обыденного, взаимосвязи духовной и материальной культуры в традициях сету (сето), функций, вербальной и невербальной коммуникации, культурно-исторического значения.
5. Сертакова И.Н. Символика и культурно-историческое значение украшений в традиционной культуре // Социально-экономические явления и процессы. 2013. № 9 (55). С. 176–180.
20 Часть экспонатов, выявленная на портале Госкаталога, – комплект грампластинок, музыкальная рукопись, скрипка, каннель – свидетельствует о развитости народнопоэтического творчества сету (сето). Для анализа музыкальных рукописей, манеры исполнения, интонаций потребуется непосредственное обращение в музеи, описание экспонатов которых приведено на сайте, однако Госкаталог позволяет получить первичную для анализа информацию. Изучение фольклорных источников позволяет реконструировать архаичные формы вещественного быта сету (сето), а также проследить тенденции развития отдельных материальных компонентов и их взаимодействие в процессе исторического развития. Анализ песенной культуры сету (сето) актуален еще и в силу того, что решением комиссии ЮНЕСКО от 30 сентября 2009 г. пение сету (сето) было включено в Список всемирного наследия как объект нематериального культурного наследия человечества.
21 Лишь небольшая часть предметов материальной культуры и быта сету (сето), представленная на настоящий момент в Госкаталоге, отражает их основной вид занятости – сельское хозяйство. Сету (сето) выращивали зерновые, лен, разводили крупный рогатый скот, овец, свиней, держали домашнюю птицу. Учитывая патриархальный уклад жизни сетусских семей, эти предметы (соха, коромысло, корзина, лопата, сечка, льночесалка) составляли часть повседневной жизни народа, большей частью сохранялись в семьях нежели дарились в музеи, и, в отличии от одежды, обуви и украшений, видимо, привлекали меньшее внимание собирателей коллекций. В связи с незначительной представленностью музейных экспонатов, отражающих сельскохозяйственные занятия сету (сето), в Госкаталоге, исследователям данного аспекта материальной культуры и быта сету (сето) будет необходимо дополнительно обратиться к музеям, на базе которых действуют экспозиции, посвященные сету (сето). Среди таких музеев музей-усадьба народа сету (сето) в деревне Сигово6, который размещается в подлинной усадьбе конца XIX – начала XX вв. семьи Кюлаотс и на сегодняшний день входит в состав музея-заповедника «Изборск».
6. Музей-усадьба народа сето – Изборск. [Электронный ресурс]. URL: >>>> (дата обращения: 15.02.2023).
22 Значительное количество выявленных предметов материальной культуры и быта сету (сето) в Госкаталоге представлены в единичном экземпляре, что может вызывать вопрос относительно репрезентативности источников для исследования. Отметим, что позиции относительно оптимальности/достаточности источников для решения поставленных в исследовании проблем в данном случае можно противопоставить возможности изучения единичного, которое находится во взаимосвязи с категориями особенного и всеобщего и обуславливается наличием у каждого материального объекта только ему присущих свойств, которые позволяют отличать его от других объектов. Процесс познания в науке начинается с единичного, поэтому выявленные единичные материальные объекты следует рассматривать как начало постижения культуры сету (сето).
23 Изучение Государственного каталога Музейного фонда Российской Федерации как ресурса изучения материальной культуры народа сету (сето) показывает, что на данный момент это не совершенная база данных для широкого круга пользователей. Разные формы написания предметов, возможные во всех полях, отсутствие общих для всех музеев справочников и словарей, позволяющих однозначно идентифицировать/описать предмет, проблема представления верифицированной информации, представленность в Госкаталоге предметов только основного фонда, обязательность планового заполнения Госкаталога только с 2018 г. – эти и другие факторы представляются нам своеобразными ограничениями в исследовательской работе с материалами Госкаталога. Вместе с тем, Госкаталог как открытый образовательный ресурс имеет значительный потенциал, способный популяризировать культурное наследие народов Российской Федерации в том числе среди молодежи. Удобный поиск по коллекциям всех музеев России и возможность ознакомления с отдельными предметами, в том числе с теми, которые находятся в хранилищах музеев, поможет привлечь внимание широкой аудитории к мероприятиям музеев.
24 Государственный каталог Музейного фона Российской Федерации представляет собой внешнюю базу данных, открытую для исследователей сету (сето), на материалах которой могут создаваться различные междисциплинарные научные работы. Поскольку Государственный каталог открыт для широкой публики, в том числе для работников сферы образования, работа с описаниями экспонатов каталога может проводиться в целях организации проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся, а также популяризации историко-культурного наследия сету (сето) как в России, так и за рубежом.
25

26 Полотенце (пюхасерят) в красный угол к иконе (сету) Номер в Госкаталоге: 39996225 Музей: Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник» Источник: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=40227176 (дата обращения: 15.02.2023).
27

28 Пояс женский. Сету Номер в Госкаталоге: 14051112 Музей: Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Российский этнографический музей» Источник: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=14169951 (дата обращения: 15.02.2023).
29

30 Линик. Эстонцы: сету; эстонцы Номер в Госкаталоге: 30692971 Музей: Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Российский этнографический музей» Источник: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=30874841 (дата обращения: 15.02.2023).
31

32 Фибула. Эстонцы; эстонцы: полуверцы (сету) Номер в Госкаталоге: 25238492 Музей: Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Российский этнографический музей» Источник: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=25383758 (дата обращения: 15.02.2023).

References

1. Galitskaya I.A. Serebryanye ukrasheniya seto (setu) iz sobraniya «Zolotoj kladovoj» Pskovskogo muzeya // Pskov. Nauchno-prakticheskij, istoriko-kraevedcheskij zhurnal. 2015. № 42. S. 201– 219.

2. Gluschenko O.A. Sokhranenie natsional'noj identichnosti narodnosti seto // Yazyk i mezhkul'turnaya kommunikatsiya. Materialy Mezhdunarodnoj nauchnoj konferentsii. Pskov, 2019. S. 98– 102 .

3. Gosudarstvennyj katalog Muzejnogo fonda Rossijskoj Federatsii. [Ehlektronnyj resurs]. URL:(data obrascheniya: 11.01.2023).

4. Kalinina O.V. «Sam kakoj rodilsya, tak sebya i oschuschayu»: k voprosu ob ehtnokul'turnoj identichnosti setu (seto) i ehstontsev Pskovo-Pechorskogo kraya // Ehtnokul'turnaya identichnost': fenomenologiya i variativnost' v kontekstakh istorii XIX-XXI vekov. Materialy Devyatnadtsatykh Mezhdunarodnykh Sankt-Peterburgskikh ehtnograficheskikh chtenij. Sankt-Peterburg, 2020. S. 214– 218.

5. Kolpakova Yu.V. Svedeniya o seto v XVI – KhKh vv. Po materialam Rossijskogo gosudarstvennogo arkhiva drevnikh aktov (RGADA) i Gosudarstvennogo arkhiva Pskovskoj oblasti // Vestnik Pskovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Sotsial'no-gumanitarnye i psikhologo-pedagogicheskie nauki. 2013. № 2. S. 162– 172.

6. Manakov A.G., Bocharnikova A.V., Terenina N.K. Faktory dinamiki chislennosti razdelennykh granitsami chastej malochislennykh narodov vepsov i setu (seto) // Ehtnografiya. 2022. № 3 (17). S. 49– 69.

7. Muzej-usad'ba naroda seto –Izborsk. [Ehlektronnyj resurs]. URL :(data obrascheniya: 15.02.2023).

8. Rudkovskaya M. M. Semantika poyasov i poyasnykh naborov: istoriograficheskaya traditsiya izucheniya // Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Istoriya Rossii. 2009. № 5. S. 225– 231.

9. Sertakova I.N. Simvolika i kul'turno-istoricheskoe znachenie ukrashenij v traditsionnoj kul'ture // Sotsial'no-ehkonomicheskie yavleniya i protsessy. 2013. № 9 (55). S. 176– 180.

10. Suvorkov P.Eh., Manakov A.G. Imitatsionnoe modelirovanie demograficheskogo razvitiya v XXI veke setu (seto) Pechorskogo rajona Pskovskoj oblasti i Vyruskogo uezda Ehstonii // Prirodnoe i istoriko-kul'turnoe nasledie Vostochnoj Evropy kak ob'ekt sotsial'no-geograficheskikh issledovanij. Materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferentsii. 2019. S. 136– 143.

Comments

No posts found

Write a review
Translate