Нарративы "независимость" и "государственность" в современной каталоно-испанской мемориальной конфронтации
Нарративы "независимость" и "государственность" в современной каталоно-испанской мемориальной конфронтации
Аннотация
Код статьи
S241436770031392-1-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Кирчанов Максим Валерьевич 
Должность: Доцент кафедры регионоведения и экономики зарубежных стран факультета международных отношений, доцент кафедры истории зарубежных стран и востоковедения Исторического факультета, ФГБОУ ВО «Воронежский государственный университет»
Аффилиация: ФГБОУ ВО «Воронежский государственный университет»
Адрес: Российская Федерация, Воронеж
Выпуск
Аннотация

В представленной статье автор изучает особенности развития исторической политики в современной Каталонии через призму представленности концептов «независимость» и «государственность» в мемориальной культуре регионального общества. Целью статьи является анализ восприятия концептов «государственность» и «независимость» в современной каталонской мемориальной культуре и исторической памяти. Автор анализирует роль региональных интеллектуальных сообществ и политических элит как основных участников исторической политики, определяемой как форма развития каталонского националистического воображения. Новизна исследования заключается в изучении актуального (современного) этапа в развитии исторической политики регионального каталонского социума через призму развития в мемориальной культуре концептов «государственность» и «независимость», что стимулирует негативную ответную реакцию кастильских (испанских) националистов как противников каталонского политического проекта. Показано, что 1) интеллектуальное сообщество в Каталонии является системным сегментом современной националистической политической мемориальной культуры, 2) спектр мемориальных практик региональных интеллектуалов Каталонии ограничен преимущественно их вовлеченностью в развитие гражданской идентичности через призму актуализации и визуализации концептов «государственность» и «независимость» в общественном и политическом дискурсах, 3) концепты «независимость» и «государственность», историческом воображении и мемориальной культуре современного каталонского национализма используются для легитимации политической программы независимости. Предполагается, что участие региональных интеллектуалов в войнах памяти актуализирует политическую, идеологическую и этническую гетерогенность общества. 

Ключевые слова
Испания, коллективная память, регионализм, миноритарные национализмы, интеллектуалы, историческая политика, войны памяти, культура памяти, государственность, независимость
Классификатор
Получено
24.06.2024
Дата публикации
30.06.2024
Всего подписок
2
Всего просмотров
129
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
Доступ к дополнительным сервисам
Дополнительные сервисы только на эту статью
1 Введение. Одним из наиболее важных и значимых регионов современной Испании является Каталония. Исторически Каталония явно выделялась среди других испанских территорий особенностями языка и политической культуры. На протяжении второй половина 19 и в начале 20 века регион отказался охвачен бурно и динамично развивающимся национальным движением, что совпало с ростом региональный каталонской экономики, которая темпам своего развития превосходила аналогичные экономические показатели других регионов Испании. Национализм, как подчеркивают каталонские исследователи, «был больше, чем просто понятием, это была директивная линия европейской политики с момента ее зарождения в XIX веке»1.
1. Geli Taberner M. De què parlem quan parlem de nacionalisme // Ab Origine. 2017. Abril 26. URL.: https://aboriginemag.com/de-que-parlem-quan-parlem-de-nacionalisme/
2 В результате к началу 1930-х гг., к моменту сложных политических процессов, Каталония оказалось не только одним из самых развитых с экономической точки зрения регионов, но и той территории, которая оказалась в авангарде изменений и трансформации, охвативших испанское общество в целом. На протяжении испанской революции Каталония играла особую роль, так как была оплотом республиканских сил. Значительное место в истории Каталонии того времени занимали тенденции, связанные с провозглашением независимый каталонской государственности в форме республики и попытками институционализации именно республиканского политического идеала в каталонской идентичности.
3 Цель и задачи. В центре представленной статьи – проблемы восприятия каталонской государственности и независимости в современной политической и мемориальной культуре Каталонии как одного из автономных сообществ Испании. Целью статьи является анализ восприятия концептов «государственность» и «независимость» в современной каталонской политической мемориальной культуре вследствие институционализации коллективной политической травмы, полученной региональным обществом в результате неудачной попытки создания государства в 2017 г. В качестве задач автор определяет 1) изучение актуализации и визуализации концептов «государственность» и «независимость» в исторической памяти, 2) выявление динамики представленности этих концептов в политических публичных общественных пространствах современной Каталонии, 3) анализ перспектив развития упомянутых выше изобретенных традиций как в рамках каталонского национализма, так и через призму развития мемориальной культуры.
4 Методология. С точки зрения методологии представленная статья основана на современной междисциплинарной историографии, а рамках которой понятия и концепты, связанные с образами «государственности» и «независимости» анализируется через призму мемориального поворота, что позволяет воспринимать их не только как изобретенные традиции каталонского национализма, но и как конструкты каталонской исторической политики. Кроме этого, представленная статья основана на принципах истории идеи и интеллектуальной истории, позволяющих воспринимать анализируемые концепты через призму социокультурных, политических и идеологических конструктов, играющих важную роль в функционировании каталонской идентичности на гражданском и этническом уровне и в попытках легитимации принципов независимости в современном каталонском национализме.
5 2017 год и политическая травма каталонской исторической памяти. Известно, что попытка создания каталонского независимого государства в 2017 г. была жестко подавлена испанскими властями. Вместе с тем, Мадрид не решился окончательно ликвидировать каталонскую автономию. Тем не менее, национальное движение понесло значительные потери, так как часть его лидеров оказалась в вынужденной политической эмиграции. Радикальная репрессивная политика со стороны Мадрида оказала не самое благоприятное воздействие на укрепление позиции центра в Каталонии, что привело к усилению каталонского национализма. Каталонский национализм в современной ситуации не отказался от идей достижения политической и государственной независимости.
6 Более того, сами концепты «государство» и «независимость» играют значительную роль в современной каталонской исторической политике и в воспроизводимый в ее рамках мемориальной культуре несмотря на все попытки Мадрида оспорить само стремление Каталонии позиционировать себя в качестве отдельной самостоятельной этнической и политической нации даже в составе испанского государства. В такой ситуации концепты «государство» и «независимость» стали не просто изобретенным традициями каталонского национализма и мемориальной культуры, но играют особую роль на современном этапе функционирования мемориальных практик, которыми пользуются каталонские интеллектуалы и политики в их политической и идеологической конфронтации с Мадридом, а также в связанных с ними войнами памяти, представленных соответственно каталонской национальной и кастильской унитарной моделями.
7 Репрессивные меры центрального правительства против каталонских националистов, которые в 2017 г. попытались восстановить каталонскую государственность привели к институционализации ситуации мемориальной травмы в коллективной памяти современной Каталонии. Подавленная каталонская государственность оказалась не менее сильным и мобилизационным образом в современной каталонской идентичности, чем малореальное отделение Каталонии от Испании.
8 Государственные нарративы в каталоно-испанской мемориальной конфронтации. Вероятно, после 2017 г. в интеллектуальных пространствах региона возобладал именно второй сценарий, что привело к большей фрагментации как на идеологическом уровне, так и в восприятии событий, связанных с попыткой провозглашения независимости, в каталонской исторической памяти. Поэтому Мадрид обвиняется в том, что он не позволил Каталонии, провозгласившей в 2017 г. независимость, то есть осуществившей «реальный политический акт»2, подкрепить это решение юридически.
2. Noguera Fernández A. Canviar de paradigma per sortir de l’atzucac. Una estratègia per un nou cicle de l'independentisme // Idees. 2020. Juliol 31. URL.: >>>>
9 Рефлексируя относительно событий 2017 г., каталонские интеллектуалы стремятся сформировать уникальный образ этого периода в коллективной исторической и политической памяти региона, подчеркивая, что ответственность лежит почти исключительно на Мадриде, в вину которому ставится стремление «заморозить диалог и заблокировать его, избегая принятия решений, которые позволили бы преодолеть структурный кризис»3.
3. Almeda i Samaranch P. Editorial: Catalunya-Espanya: del conflicte al diàleg polític? // Idees. 2020. Juliol 12. URL.: https://revistaidees.cat/editorial-catalunya-espanya-del-conflicte-al-dialeg-politic/
10 Позиция, занятая в 2017 г. центром, позволяет каталонскими интеллектуалам продвигать образ Испании как «нереформируемого государства»4, жертвой которого стала Каталония, которая «в настоящее время не является независимым государством или республикой. Многие лидеры движения за независимость находятся в тюрьме или в изгнании, а многие другие все еще подвергаются судебному преследованию»5. Если в 1990-е гг. в национализирующихся обществах «история переместилась в центр политических дебатов»6, то на протяжении 2000-х история была политизирована и инструментализирована настолько, что силы, вовлеченные в ее политически и идеологически мотивированное применения, начали использовать память как более эластичную категорию, предназначенную для решения задач правящих элит.
4. Barrio A. Reflexions sobre l’origen i la definició del conflicte català // Idees. 2020. Juliol 31. URL.: https://revistaidees.cat/reflexions-sobre-lorigen-i-la-definicio-del-conflicte-catala/

5. Almeda i Samaranch P. Editorial: Catalunya-Espanya: del conflicte al diàleg polític? // Idees. 2020. Juliol 12. URL.: >>>>

6. Lindner R. New Directions in Belarusian Studies be-sieged past: national and court historians in Lukashenka’s Belarus // Nationalities Papers. 1999. Vol. 27. No 4. P. 631. P. 631 – 647.
11 Поэтому в интеллектуальном дискурсе становится востребованным образ Испании если не как «несостоявшегося государства», то как страны, где элиты не смогли успешно «приспособиться к сложному культурному, языковому и правовому разнообразию от объединения Корон Кастилии и Арагон в 1479 г. до территориальной модели, содержащейся в Конституции 1978 г.»7. Вместе с тем, в испанском интеллектуальном дискурсе, в рамках которого Испания может восприниматься двойственно: с одной стороны, как «множественное государство, в границах которого находится несколько наций, одна из них – испанская нация», а, с другой, как «национальное государство, границы которого совпадают с границами испанской нации»8.
7. Lassalle J. Entre el vòrtex i la mònada. Catalunya i Espanya davant el repte de la diversitat integradora // Idees. 2020. Novembre 3. URL.: https://revistaidees.cat/entre-el-vortex-i-la-monada-catalunya-i-espanya-davant-el-repte-de-la-diversitat-integradora/

8. Payero López L. El diàleg i la negociació: símptomes de debilitat o de salut democràtica? // Idees. 2020. Desembre 9. URL.: https://revistaidees.cat/el-dialeg-i-la-negociacio-simptomes-de-debilitat-o-de-salut-democratica/
12 В условиях идеологической и политической конфронтации между каталонскими и испанскими националистами более очевидными становятся «противоречия между академическими и политическими мотивациями в изучении прошлого» в силу того, что «история может использоваться для консолидации политических режимов»9. Кроме этого, в Испании первой четверти 21 века националистическая риторика продолжает оставаться не только актуальной, но и востребованной. В связи с этим Марк Комерма Санчес подчеркивает, что «может показаться парадоксальным, что во все более глобализированном мире национализм продолжает пользоваться бешеной актуальностью. Истоки этого недоразумения кроются в уравнении, которое включает два понятия, сосуществующие в рамках одной и той же структуры, но являющиеся совершенно различными: это – государство и нация»10.
9. Coakley J. Mobilizing Past: nationalist images of history // Nationalism and Ethnic Politics. 2004. Vol. 10. No 4. Р. 533. Р. 531 – 560.

10. Comerma Sánchez M. Nacions i nacionalismes: els processos de nacionalització. De l’essència a la construcció (I) // Ab Origine. 2017. Novembre 15. URL.: https://aboriginemag.com/nacions-i-nacionalismes-els-processos-de-nacionalitzacio-de-lessencia-a-la-construccio-i/
13 В этой ситуации каталонские интеллектуалы регулярно вынуждены актуализировать в своем дискурсе нарративы, описывающие как государство, так и нацию, локализуя то сообщество, к которому они принадлежат, как нацию, лишенную государственности. Более того, Тони Комин, каталонский политический эксперт, указывает на то, что стремление в Каталонии к созданию собственной государственности не следует сводить только к проявлению каталонского национализма, подчеркивая, что в этом движении «больше желания уйти от испанского национализма», так как он «удушлив и авторитарен, имеет глубоко антилиберальные и антидемократические корни»11. Поэтому в таких обществах, где история активно политизируется и инструментализируется «профессиональная историография все меньше влияет на историческую сознание общества»12.
11. Comín T. Independentisme antinacionalista // La República. 2019. Març 29. URL.: >>>>

12. Сагановіч Г. Безуладдзе і праўладнасць беларускіх гісторыкаў // Беларускі Гістарычны Агляд. 2013. Т. 20. Сш. 1 – 2 (38 – 39). С. 185. С. 173 – 188.
14 Подобное видение воспринимается каталонскими интеллектуалами как неприемлемое в силу того, что они не только стремятся к равному статусу с испанской нацией, но и последовательно наделяют каталонцев признаками политической нации, что автоматически выводит их за пределы испанской гражданской нации. Это видение доминирует в исторической памяти каталонского национализма, а политический кризис 2017 г. содействовал его определенной модификации, стимулом для которой стала травматизация идентичности в результате одностороннего провозглашения независимости. Репрессии 2017 г. содействовали институционализации политической травмы в исторической памяти Каталонии, став стимулом для роста национализма и актуализации новых претензий Мадриду, которому, по мнению Марты Паскаль, придется признать, что «Каталония не является ни Мурсией, ни Эстремадурой, при всем уважении к функциям самоуправления, которое могут иметь эти регионы Испании… Каталония, как и Эускади, это нация без государства, со своей историей, языком и институтами. Мы не изобретение, созданное в 1978 году как простая административная децентрализация. Мы – нация и хотим быть государством»13.
13. Pascal M. 2020: l’any entre l’abisme i el reenfocament // Idees. 2020. Desembre 9. URL.: >>>>
15 Активное использование подобных нарративов со стороны участников мемориальной конфронтации в Испании указывает на высокую степень политизации дебатов по вопросам истории. Такой уровень политизации, вероятно, может быть объяснен «незавершенностью процесса политического строительства»14. Поэтому, в силу того что «история всегда была важнейшей частью формирования идентичности, гражданского воспитания и конечно же индоктринации»15, логика, на которой основана каталонская историческая память и современная политическая идентичность, слабо коррелируется с логикой Мадрида, для которого Испания является «“государством с автономиями”, но не “государством автономий”»16.
14. Кушко А., Таки В. “Кто мы?” Историографический выбор: румынская нация или молдавская государственность // Ab Imperio. 2003. № 1. C. 491. C. 485 – 495.

15. Касьянов Г. Голодомор и строительство нации // Pro et Contra. 2009. Май — август. С. 24. С. 24 – 42.

16. Domènech i Sampere X. Vies de sortida del bloqueig Catalunya-Espanya // Idees. 2020. Setembre 3. URL.: >>>>
16 В этой ситуации риторика испанских интеллектуалов, которые связывают «легитимность с вопросами справедливости и демократии», указывая на важность «таких ценностей как недоминирование, солидарность, равенство или уважение меньшинств и большинства»17 с каталонской стороны воспринимается как демагогия в силу того, что за концептами «no-dominació», «la solidaritat», «l’equitat» и «respecte de les minories i les majories» не просматриваются универсалии «государственность» и «независимость», имеющие принципиальное значение для современного общества Каталонии.
17. Molina I., Colino C. Conclusions: el debat a Espanya sobre el conflicte independentista català // Idees. 2021. Març 24. URL.: >>>>
17 Проблемы правосубъектности через призму государственных нарративов в современной исторической и политической памяти Каталонии. Вместе с тем, несмотря на свойственное Мадриду отрицание правосубъектности Каталонии (хотя некоторые авторы склонны описывать противостояние как именно конфликт Испании и Каталонии, воспринимаемых на уровне субъектов18), и отказ признавать каталонцев в качестве нации, в исторической памяти региона сложилась достаточно устойчивая традициями собственного позиционирования в качестве политической и гражданской нации. Поэтому националистами подчеркивается, что «Каталония существует, зажатая между двумя очень могущественными государствами, Испанией и Францией»19.
18. Fernández Albertos J., Martínez-Sampere R. El camí transitable: reformes políticament viables // Idees. 2021. Març 23. URL.: >>>>

19. Godàs i Pérez X. Per una política racional d’alliberament // Idees. 2020. Setembre 3. URL.: https://revistaidees.cat/per-una-politica-racional-dalliberament/
18 В рамках такого видения Декларация независимости от 27 октября 2017 года воспринимается, с одной стороны, как чрезвычайно важная с символической точки зрения20, так как успела стать частью как коллективного политического опыта, так и исторической памяти. В этой ситуации принципиальное значение имеет то, что Каталония в ее политической конфронтации с Испанией использует, а каталонские политики и интеллектуалы воспринимают ситуацию именно так, использует «нормативные, символические и идентичностные дискурсы»21, представленные правом, исторической памятью и национальной идентичностью. Редукция нации до дискурса, а ее исторической памяти и идентичности до опыта национализма характерна как для каталонских националистов, так и их испанских критиков и оппонентов, склонных в одинаковой степени отрицать то, что «не нация порождает национализм, а национализм порождает нацию… не нация предшествует Государству, а Государство создает нации»22.
20. Pérez Lozano L. Fent camí dins la boira: l’independentisme després de 2017 // Idees. 2020. Setembre 3. URL.: >>>>

21. Galais C. Un farol i una venjança que ja duren massa: una polarització impulsada per l’elit // Idees. 2021. Març 24. URL.: >>>>

22. Máiz Suárez R. Una proposta des del federalisme plurinacional // Idees. 2020. Desembre 9. URL.: https://revistaidees.cat/una-proposta-des-del-federalisme-plurinacional/
19 С другой, каталонскими интеллектуалами признается и то, что историческая динамика, которую контролировала не Барселона, а Мадрид, основана на отсутствии «уважения к самоуправлению Каталонии, ее языку и культуре»23, что автоматически делает центр ответственным за радикализацию каталонского движения. Вместе с тем, Марк Азра признает, что до 2017 г. политики и интеллектуалы Каталонии наивно верили в то, что «богатая и демократическая Испания будет более восприимчива к суверенным стремлениям Каталонии»24. Реакция Мадрида в 2017 г. на провозглашении Каталонии Республикой показала утопизм подобных допущений с каталонской стороны.
23. Cuixart J. Enfortir la democràcia és inajornable // Idees. 2020. Setembre 3. URL.: https://revistaidees.cat/enfortir-la-democracia-es-inajornable/

24. Arza M. Parar d’estrènyer per desfer el nus // Idees. 2020. Desembre 9. URL.: https://revistaidees.cat/parar-destrenyer-per-desfer-el-nus/
20 Более того, в историческом и политическом воображении каталонского национализма независимость и государственность Каталонии, несмотря на последствия конфронтации с центром в 2017 г., воспринимаются как бесспорно прогрессивные явления, так как, по мнению К. Годаса, «независимость Каталонии решается, с политической точки зрения, не в субъективной сфере силы воли, но в исторической перспективе в целом»25. В рамках такого восприятия истории «события прошлого как в сфере политики, так и научного исследования должны быть отобраны, определенным образом систематизированы в соответствии с внутренней логикой»26, чем фактически и занимаются активисты каталонской мемориальной политики.
25. Godàs i Pérez X. Per una política racional d’alliberament // Idees. 2020. Setembre 3. URL.: >>>>

26. Акудовіч А., Казакевіч А. Навука і стратэгіі працы з мінулым. Дыскусія ў межах семінара «Сучаснае беларускае мысленне», Інстытут сацыялогіі, Інстытут філасофіі НАН, 16 са-кавіка 2006 года // Палітычная сфера. 2006. № 6. С. 44. С. 44 – 48.
21 Такое восприятие свидетельствует о том, что каталонские политики подвергли прошлое существенной мифологизации. Поэтому в их случае «дискурс истории, подобно мифу, представляет собой и дискурс идентичности»27. Несмотря на фактическое отсутствие независимости, в каталонском интеллектуальном дискурсе заметна устойчивая традиция развития концептов «государственность» и «независимость», укорененных к исторической памяти региона, интеллектуальные элиты которого склонны апеллировать к «коллективным действиям, сочетающим институты и мобилизацию граждан, чтобы привести испанское государство в чувство и открыть политический и юридический путь к отделению Каталонии»28.
27. Friedman J. History, Political Identity and Myth // Lietuvos etnologija. Lithuanian Ethnology. Studies in Social Anthropology and Ethnology. 2001. No 1. Р. 42. Р. 41 – 62.

28. Sanjaume M. Noves estratègies // Idees. 2020. Juliol 31. URL.: >>>>
22 Несмотря на устойчивый кастильский национализм, каталонские интеллектуалы все же полагают, что «Испанскому государству придется признать необходимость двусторонних отношений не только из-за нашего национального факта, но также из-за нашего экономического потенциала, социального лидерства и репутации как одной из движущих территорий на европейском уровне»29. Полемизируя с Мадридом относительно концептов «государственность» и «независимость», каталонские интеллектуалы обвиняют кастильских политиков не только в национализме, но и в склонности к примордиальным интерпретациям истории, подчеркивая, что «государство не является очевидным фактом или необратимой и неподвижной реальностью. Политическая и социальная реальность – это не естественные реальности, а случайные факты, возникающие в результате произвольных превратностей и светских процессов преимущественно принудительного характера… домодерное государство возникало не из логики либеральных, демократических и представительных принципов, а при помощи войн, территориальных завоеваний, насилия или монархических союзов различных династий»30.
29. Pascal M. 2020: l’any entre l’abisme i el reenfocament // Idees. 2020. Desembre 9. URL.: >>>>

30. Almeda i Samaranch P. Editorial: Catalunya-Espanya: del conflicte al diàleg polític? // Idees. 2020. Juliol 12. URL.: >>>>
23 В противовес такому негативному образу центра выдвигается концепция Каталонии как жертвы испанского авторитаризма, которому чужды «демократические, либеральные и плюралистические рамки»31. Актуализация именно такого нарратива с каталонской стороны фактически стало попыткой подвергнуть пересмотру ту версию истории, которая продвигается Мадридом, так как кастильские историки склонны игнорировать роль и значение регионов в историческом процессе.
31. Sanjaume M. Noves estratègies // Idees. 2020. Juliol 31. URL.: >>>>
24 Выводы. Подводя итоги статьи, следует принимать во внимание ряд факторов, связанных с функционированием концептов «государственность» и «независимость» в политической и мемориальной культуре современного каталонского национализма.
25 Репрессии центра в отношении региона привели к травматизации каталонской политической идентичности, существенно травмировав коллективную историческую память. Вместе с тем, травматизация не стала стимулом для маргинализации концептов «государственность» и «независимость», но наоборот содействовала росту популярности этих настроений, наделив идеологов провозглашения независимости в 2017 г. ореолом политических и националистических мучеников, что фактически поставило их в рамках региональной исторической памяти в один ряд с представителями более ранних поколений каталонских националистов, связанных с участием региона в гражданской войне и развитием Испании как республики. Таким образом, «государственность» и «независимость» в современном историческом воображении и мемориальной культуре обретают центральное значение в войнах памяти между каталонскими и кастильскими интеллектуалами. Несмотря на то, что на стороне Мадрида и поддерживаемых им интеллектуалов находятся национальные средства массовой информации и они пользуются несомненной государственной поддержкой, тем не менее, их каталонские критики и оппоненты оказались в состоянии сохранить свое влияние, что в еще большей степени ведет к повышению важности и значимости концептов «государственность» и «независимость» в современной политической жизни региона, свидетельствуя о значительном адаптивном потенциале современного каталонского национализма.
26 Таким образом, актуальная политическая динамика отношений между Барселоной и Мадридом, а также развитие каталонского национализма свидетельствуют о том, что концепты «государственность» и «независимость» играют значительную роль в функционировании каталонской идентичности, пребывая среди тех мобилизационных символических ресурсов, которые активно применяются политическими и интеллектуальными сообществами, вовлеченными в кастильско-каталонскую мемориальную конфронтацию в современной Испании.

Библиография

1. Almeda i Samaranch P. Editorial: Catalunya-Espanya: del conflicte al diàleg polític? // Idees. 2020. Juliol 12. URL.: https://revistaidees.cat/editorial-catalunya-espanya-del-conflicte-al-dialeg-politic/

2. Almeda i Samaranch P. Editorial: Catalunya-Espanya: del conflicte al diàleg polític? // Idees. 2020. Juliol 12. URL.: https://revistaidees.cat/editorial-catalunya-espanya-del-conflicte-al-dialeg-politic/

3. Arza M. Parar d’estrènyer per desfer el nus // Idees. 2020. Desembre 9. URL.: https://revistaidees.cat/parar-destrenyer-per-desfer-el-nus/

4. Barrio A. Reflexions sobre l’origen i la definició del conflicte català // Idees. 2020. Juliol 31. URL.: https://revistaidees.cat/reflexions-sobre-lorigen-i-la-definicio-del-conflicte-catala/

5. Comerma Sánchez M. Nacions i nacionalismes: els processos de nacionalització. De l’essència a la construcció (I) // Ab Origine. 2017. Novembre 15. URL.: https://aboriginemag.com/nacions-i-nacionalismes-els-processos-de-nacionalitzacio-de-lessencia-a-la-construccio-i/

6. Comín T. Independentisme antinacionalista // La República. 2019. Març 29. URL.: https://www.lrp.cat/opinio/article/1579605-independentisme-antinacionalista.html

7. Cuixart J. Enfortir la democràcia és inajornable // Idees. 2020. Setembre 3. URL.: https://revistaidees.cat/enfortir-la-democracia-es-inajornable/

8. Domènech i Sampere X. Vies de sortida del bloqueig Catalunya-Espanya // Idees. 2020. Setembre 3. URL.: https://revistaidees.cat/vies-de-sortida-del-bloqueig-catalunya-espanya/

9. Fernández Albertos J., Martínez-Sampere R. El camí transitable: reformes políticament viables // Idees. 2021. Març 23. URL.: https://revistaidees.cat/el-cami-transitable-reformes-politicament-viables/

10. Galais C. Un farol i una venjança que ja duren massa: una polarització impulsada per l’elit // Idees. 2021. Març 24. URL.: https://revistaidees.cat/un-farol-i-una-venjanca-que-ja-duren-massa-una-polaritzacio-impulsada-per-lelit/

11. Geli Taberner M. De què parlem quan parlem de nacionalisme // Ab Origine. 2017. Abril 26. URL.: https://aboriginemag.com/de-que-parlem-quan-parlem-de-nacionalisme/

12. Godàs i Pérez X. Per una política racional d’alliberament // Idees. 2020. Setembre 3. URL.: https://revistaidees.cat/per-una-politica-racional-dalliberament/

13. Lassalle J. Entre el vòrtex i la mònada. Catalunya i Espanya davant el repte de la diversitat integradora // Idees. 2020. Novembre 3. URL.: https://revistaidees.cat/entre-el-vortex-i-la-monada-catalunya-i-espanya-davant-el-repte-de-la-diversitat-integradora/

14. Máiz Suárez R. Una proposta des del federalisme plurinacional // Idees. 2020. Desembre 9. URL.: https://revistaidees.cat/una-proposta-des-del-federalisme-plurinacional/

15. Molina I., Colino C. Conclusions: el debat a Espanya sobre el conflicte independentista català // Idees. 2021. Març 24. URL.: https://revistaidees.cat/conclusions-el-debat-a-espanya-sobre-el-conflicte-independentista-catala/

16. Noguera Fernández A. Canviar de paradigma per sortir de l’atzucac. Una estratègia per un nou cicle de l'independentisme // Idees. 2020. Juliol 31. URL.: https://revistaidees.cat/canviar-de-paradigma-per-sortir-de-latzucac/

17. Pascal M. 2020: l’any entre l’abisme i el reenfocament // Idees. 2020. Desembre 9. URL.: https://revistaidees.cat/2020-lany-entre-labisme-i-el-reenfocament/

18. Pascal M. 2020: l’any entre l’abisme i el reenfocament // Idees. 2020. Desembre 9. URL.: https://revistaidees.cat/2020-lany-entre-labisme-i-el-reenfocament/

19. Payero López L. El diàleg i la negociació: símptomes de debilitat o de salut democràtica? // Idees. 2020. Desembre 9. URL.: https://revistaidees.cat/el-dialeg-i-la-negociacio-simptomes-de-debilitat-o-de-salut-democratica/

20. Pérez Lozano L. Fent camí dins la boira: l’independentisme després de 2017 // Idees. 2020. Setembre 3. URL.: https://revistaidees.cat/fent-cami-dins-la-boira-lindependentisme-despres-de-2017/

21. Sanjaume M. Noves estratègies // Idees. 2020. Juliol 31. URL.: https://revistaidees.cat/noves-estrategies/

22. Акудовіч А., Казакевіч А. Навука і стратэгіі працы з мінулым. Дыскусія ў межах семінара «Сучаснае беларускае мысленне», Інстытут сацыялогіі, Інстытут філасофіі НАН, 16 са-кавіка 2006 года // Палітычная сфера. 2006. № 6. С. 44 – 48.

23. Касьянов Г. Голодомор и строительство нации // Pro et Contra. 2009. Май — август. С. 24 – 42.

24. Кушко А., Таки В. “Кто мы?” Историографический выбор: румынская нация или молдавская государственность // Ab Imperio. 2003. № 1. C. 485 – 495.

25. Сагановіч Г. Безуладдзе і праўладнасць беларускіх гісторыкаў // Беларускі Гістарычны Агляд. 2013. Т. 20. Сш. 1 – 2 (38 – 39). С. 173 – 188.

26. Coakley J. Mobilizing Past: nationalist images of history // Nationalism and Ethnic Politics. 2004. Vol. 10. No 4. Р. 531 – 560.

27. Friedman J. History, Political Identity and Myth // Lietuvos etnologija. Lithuanian Ethnology. Studies in Social Anthropology and Ethnology. 2001. No 1. Р. 41 – 62.

28. Lindner R. New Directions in Belarusian Studies be-sieged past: national and court historians in Lukashenka’s Belarus // Nationalities Papers. 1999. Vol. 27. No 4. P. 631 – 647.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести