Новые формы работы на ленинградских предприятиях во время и после снятия блокады (на примере Ижорского завода)
Новые формы работы на ленинградских предприятиях во время и после снятия блокады (на примере Ижорского завода)
Аннотация
Код статьи
S241436770030506-6-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Прищепа Александр Сергеевич 
Должность: доцент Высшей школы общественных наук / научный сотрудник
Аффилиация: Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого / «Институт истории обороны и блокады Ленинграда» (СПб ГБУК «Государственный мемориальный музей обороны и блокады Ленинграда»)
Адрес: Санкт-Петербург, Политехническая ул., 29 / Санкт-Петербург, Соляной пер., 9.
Кулик Сергей Владимирович
Должность: профессор Высшей школы общественных наук
Аффилиация: Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
Адрес: Политехническая ул., 29.
Выпуск
Аннотация

В годы Великой Отечественной войны одно из старейших предприятий нашей страны «Ижорский завод» выпускало свою продукцию. Она требовалась для Победы. Но даже в этих экстремальных условиях успешно решались вопросы, связанные с реконструкцией, обновлением материальной базы. Это требовалось для дальнейшего развития завода уже в условиях мирного времени. 

В данной работе показан восстановительный процесс промышленных мощностей Ижорского завода, происходивший после снятия блокады Ленинграда; рассмотрено развитие индустриального потенциала предприятия; показаны реальные примеры трудовых успехов рабочего коллектива, который активно участвовал в восстановлении разрушенной инфраструктуры Ижорского предприятия.

В то время в СССР происходили серьезные качественные изменения в процессе использования нового промышленного оборудования. Начинается замена морально и материально устаревших механизмов и оборудования. Промышленные предприятия Ленинграда были своего рода родоначальниками научно-технической революции в нашей стране.

Ключевые слова
Великая Отечественная война, Ленинград, Ижорский завод, рабочий класс, восстановление промышленности.
Классификатор
Получено
23.06.2024
Дата публикации
30.06.2024
Всего подписок
2
Всего просмотров
143
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
Доступ к дополнительным сервисам
Дополнительные сервисы только на эту статью
1 Проблема модернизации промышленности в экстремальных условиях боевых действий является важной и актуальной проблемой. Известно, что советский индустриальный сектор проходил определенные этапы становления и развития. Годы индустриализации поспособствовали тому, что одно из старейших предприятий нашей страны, основанное еще соратником Петра I А. Д. Меньшиковым, стало одним из ведущих центров оборонной промышленности. Здесь изготавливались первые советские блюминги, выпускались кривошипные и эксцентриковые прессы для автомобильных и тракторных заводов. Всё это было принципиально важно для становления и развития отечественного танкостроения. Выдающийся советский инженер А.С. Завьялов стал начальником Центральной броневой лаборатории. Именно она работала над созданием противоснарядной брони высокой твёрдости для танков Т-34 и КВ1.
1. Поздняков О.А. Ижорцы: Краткий очерк истории Ижорского ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени завода им. А.А. Жданова. [1722-1960]. Л.: Лениздат, 1960. С. 145.
2 В 1938 г. за высокие производственные достижения завод получил переходящее Красное знамя Главка. В 1940 году коллектив предприятия был награжден высшей наградой Советского Союза – орденом Ленина.
3 В третьей пятилетке, ижорцы должны были в разы увеличить ассортимент выпускаемой продукции и ускорить техническое обновление собственной промышленной базы. Однако война помешала этому.
4 22 июня 1941 г. ровно в полдень на проспекте Ленина, в г. Колпино местные жители, включая рабочих с предприятия, с волнением и тревогой прослушали обращение В.М. Молотова2. Тогда еще никто не мог предположить, что в скором времени линия фронта пройдет в непосредственной близости от их родного предприятия.
2. Там же, С. 156.
5 В первые дни войны руководство предприятия составило план перепрофилирования завода и переустройства мощностей на максимальный и ускоренный выпуск военной продукции. Представители цехов, задействованные в образовательном процессе, ускорили процесс подготовки кадров, проходивший на территории предприятия, т. к. более половины лиц мужского пола сразу отправились фронт, а остальные были мобилизованы в рабочие батальоны3.
3. Там же, С. 157.
6 Враг наступал. Осенью 1941 г. нависла угроза вторжения немецких войск в Ленинград и близлежащие территории. Поэтому для защиты города и предприятия срочно были сформированы истребительные отряды, отряды Народного ополчения и рабочие батальоны4.
4. ЦГАИПД СПб Ф. 24, Оп. 26, Д. 7459, Л. 78.
7 При этом рабочие, которые остались на заводе приступили к строительству оборонительных сооружений в районе города Колпино. По линии Колпино – Павловск удалось создать достаточно укрепленную защитную систему.
8 В ходе этих действий рабочими и членами их семей было построено 270 блиндажей, 95 дерево-земляных и железобетонных дотов, 615 противотанковых огневых точек, 12400 метров ходов сообщений и противотанковых ров общей протяженностью 7200 метров5.
5. Там же.
9 Но главным в работе предприятия оставалось производство тяжелых танков. 13 сентября 1941 года военпред Ижорского завода военинженер 2-го ранга Дмитрусенко докладывал в Москву: «Ввиду систематического обстрела Ижорского завода артогнем немцами, изготовление КВ и БА-10 на заводе прекратилось. Обстрел завода начался с 29 августа и не прекращается по настоящее время.
10 За 11 дней сентября на Ижорском заводе изготовили 45 корпусов КВ и 11 башен.
11 Полигонные испытания не производятся, как брони КВ, так и брони БА-10, ввиду того, что всё вооружение отдано на фронт и, самое главное, что противник находится от завода в 7 – 10 км., следовательно, производство посторонних выстрелов вызовет дополнительный обстрел завода»6.
6. Коломиец М.В. Советский тяжелый танк КВ-1. Первые танки Победы. М., 2017. С. 63.
12 Еще в сентябре 1941 года часть инженерно-технического состава и рабочих Ижорского завода удалось эвакуировать в Саратов для организации здесь бронекорпусного производства для легких танков Т-50. Однако возникли серьезные проблемы. В немалой степени это оказалось связано и с возросшей сложностью самой эвакуации.
13 27 сентября 1941 г. заместитель наркома танковой промышленности И.Носенко сообщал заместителю председателя ГКО В.М.Малышеву: «Учитывая, что Ижорский завод в настоящее время не может эвакуировать на Саратовский завод оборудование, занятое на производстве Т-50, а при эвакуации его будут потери в выпуске, связанные со временем, необходимым на демонтаж и переброску оборудования с Ижорского завода и установкой его на Саратовском заводе. Наркомат танковой промышленности считал необходимым произвести частичное укомплектование оборудования Саратовского завода до эвакуации оборудования с Ижорского завода»7.
7. Коломиец М.В. Т-50. Лучший легкий танк Великой Отечественной. М., 2019. С. 83.
14 В период блокады Ленинграда Ижорский завод продолжал работать в условиях непрекращающихся вражеских авианалётов и артиллерийских обстрелов. Предприятие находилось в непосредственной близости от линии фронта (ориентировочная удаленность составляла от 4 до 5 километров). При этом его сотрудники успешно трудились на благо завода и всей страны, выпуская военную продукцию.
15 За время блокады противник выпустил по Колпино 140 939 снарядов, сбросил 496 авиабомб. Из них непосредственно на территорию Ижорского завода попало 8 942 снаряда и 67 бомб8. Всё это привело к очень серьезным разрушениям и жертвам среди сотрудников предприятия.
8. Бутырская И.Г., Захарова Т.Н., Петрова Т.А. Вклад Местной противовоздушной обороны Колпино и Ижорского завода в защиту Ленинграда в годы блокады (к 90-летию Гражданской обороны России) // Психолого-педагогические проблемы безопасности человека и общества. - 2023. № 1 (58). С. 80.
16 К концу блокады здания цехов и заводских служб представляли собой сплошные развалины. Проведенное вместе с Ленгипромезом обследование показало, что 60% зданий и сооружений разрушено, а повреждения большинства оставшихся составляют от 30% до 45%. Практически полностью гитлеровцами и их союзниками были уничтожены сталелитейный, чугунолитейный, трубопрокатный, кузнечный цеха, разрушено энергохозяйство.
17 Восстановление деятельности Ижорского завода началось сразу после снятия блокады. Потребовалось 22 тысячи железнодорожных платформ, чтобы вывезти с территории завода мусор от разборки завалов9.
9. Сизёнов Е. П. История Колпина / Е. П. Сизёнов, Р. С. Иволга, Г. А. Ефимова. - СПб., 2007. С. 428.
18 В 1944 г. после снятия блокады Ленинграда сотрудники Ижорского предприятия подготовили и представили на обсуждение план по восстановлению инфраструктуры. Согласно проведенному комплексному обследованию мощностей завода, практически все цеха нуждались в реконструкции, однако особенно пострадало от вражеских действий энергетическое ядро предприятия10
10. ЦГАИПД СПб. Фонд Р-764к. Оп 1. Д. 400. Л. 7.
19 Согласно намеченному плану руководства машиностроительного завода к концу 1944 г. три четверти цехов должны были полностью войти в строй. Рабочие и инженеры мартеновских, прокатных, металлургических цехов были должны максимально быстро наладить стабильный выпуск стали и проката11.
11. Там же.
20 После окончания Великой Отечественной войны на родной завод вернулись мобилизованные в Красную армию бывшие работники. Они должны были не только восстановить свое предприятие, но и освоить новое оборудование. Часть из него поступило в качестве репараций из Германии и её союзников. В реалиях начавшейся «Холодной войны» Ижорский завод вновь должен был играть роль флагмана оборонной промышленности нашей страны.
21 В конце 1940-х гг. у сотрудников предприятий Ленинграда появляется возможность повысить квалификацию и получить специальные знания в «Школах передового опыта». Она являлась не просто школой новаторов и передовиков производства, где лучшие кадры завода помогали отстающим работникам добиваться лучших показателей, но и оказывала помощь в освоении и изучении новых технологических приемов и методов работы. Высокопроизводительные приемы, технологические приемы работы и изучение передового опыта помогали всем заинтересованным в результате своего труда достигать высоких производственных показателей.
22 В 1950-е гг. в Ленинграде работало большое количество подобных учебных центров. Они включали в себя заводские техникумы, ШРМ, школы ФЗУ и мастеров, Школы передового опыта и т. д. Благодаря активной поддержке со стороны администрации предприятий и личным амбициям, специалисты фабрик и заводов города старались повышать свой образовательный уровень, посещая подобные занятия. Многие рабочие и служащие из-за войны не смогли получить среднее образование. Естественно, что его получение было возможно только через сеть вечерних школ. Однако наличие специализированных учебных центров на производстве ориентировало заводскую молодежь на получение средне-специального и высшего профильного образования.
23 Так, в 1956 г. только на одном Ижорском заводе действовало пять различных учебных центров, в которых сотрудники имели возможность пройти необходимое обучение. Производственно-массовая подготовка на данном предприятии включала в себя учебный комбинат, заводской техникум, Школу мастеров, Школу рабочей молодежи и курсы по повышению квалификации12.
12. Челноков Н. Учеба – путь к успеху в труде. Ускорить темпы работ // Ижорец. 1956. 13 апр.
24 На курсах повышения квалификации обучалось около 850 инженерных и рабочих кадров. Вечернее отделение техникума в 1956 г закончило 397 человек, ШРМ 463 работника, а 140 сотрудников обучались в Ленинградском заочном индустриальном институте.
25 Естественно, если произвести подсчеты, то учебным процессом были охвачены далеко не все сотрудники предприятия. Кто-то был полностью удовлетворен, имеющимся образовательным уровнем, кому-то было очень сложно изыскать свободное время. Но эти цифры убедительно доказывают, что производственные кадры стремились повышать свой профессиональный уровень и квалификацию. Они понимали, что им необходимо получить новые знания. Ведь наличие высшего технического образования тогда ещё было очень престижно. А это обучение являлось первым шагом для того, чтобы впоследствии занять инженерно-технические должности.
26 Данный вид учебной деятельности поддерживали и пропагандировали средства массовой информации, активно популяризируя труд таких специалистов. Трудовые успехи главного инженера, техника или рабочего сразу же распространялись на всю страну через периодическую печать. Это подтверждает тот факт, что высококвалифицированный и интеллектуальный труд в 1950-е гг. ценился высоко как морально, так и материально.
27 Примером может послужить статья «Повысить роль отдела главного конструктора» в газете «Ижорец» от 11 мая 1956 г13.
13. Васильев Б. Повысить роль отдела главного конструктора // Ижорец. 1956. 11 мая.
28 В этом материале описана не рутинная работа конструктора, а сам производственный процесс, которым он занят от начала проектирования до внедрения модели оптимизации труда работника и высвобождение дополнительно более одной единицы персонала. В конце публикации автор обращает внимание на тот факт, что если в конструкторском бюро будут работать грамотные специалисты, то на практике временной промежуток по внедрению новой техники сократится. Модернизация оборудования и ее унификация поможет наладить выпуск новых схожих механизмов в весьма короткие сроки.
29 Вот пример производственной карьеры конструктора цеха Александра Павловича Петрова14. Он прошел путь от ученика-чертежника до старшего конструктора-ремонтника. Выполняемые им трудовые обязанности требовали широкой теоретической и практической подготовки и знаний по принципам работы механизмов, которые он должен был отлично знать. Ему требовалось понимать, как происходит функционирование того иного механизма или детали.
14. Щербаков В. Гвардеец труда // Ижорец. 1957. 29 апр.
30 Петров отвечал за выполнение планового или аварийного ремонта используемого в цехах оборудования. На практике ему нередко приходилось вносить изменения в конструктивную часть того или иного агрегата. Например, в прокатном цехе при помощи рабочих был произведен перевод шестеренных клетей станов на подшипники, т. е. изменен принцип работы механизма в стане. Рабочие полностью справились с поставленной задачей в короткие сроки благодаря как опыту своего руководителя, так и его новаторским подходам.
31 В дополнение приведем несколько примеров, подтверждающих важность позитивной пропаганды труда специалистов, представителей инженерно-технического состава. В публикации газеты «Ижорец» «Повысить роль отделов в техническом прогрессе» авторы обратили внимание на роль сотрудников бюро технического отдела15.
15. Шаврин А., Карасев М. Повысить роль отделов в техническом прогрессе // Ижорец. 1957. 13 марта.
32 В статье показан вклад сотрудников бюро, их роль и значение в производственно-операционной работе завода. На первый взгляд, «их деятельность была не видна, но если их не будет, то никто не сможет квалифицированно выполнить чертежные работы, изменить технологию производства и внедрить новую, а именно автоматическую или полуавтоматическую.
33 Рабочие предприятия выступили категорически против того, чтобы сотрудников бюро вывели из подчинения и личного контроля главного инженера, ссылаясь на тот факт, что «многие технические новшества могут серьезно задерживаться еще на этапе согласования и контроля со стороны руководства»16.
16. Там же.
34 Эволюция простого неквалифицированного рабочего в специалиста, инженера или конструктора – это не одномоментный процесс, а текущая перспектива, требующая времени. Например, по данным на 1957 г. в Ленинградском индустриальном заочном институте обучалось 180 ижорцев, и еще 70 человек готовились к поступлению. При этом восемь человек успешно завершили обучение17.
17. Там же.
35 На Ижорском заводе в 1952 г. впервые в стране появилась установка для внепечного вакуумирования стали. Она была выполнена совместными усилиями рабочих и ИТР. Впервые были отлиты слитки весом 10 и 13 тонн. В 1956 г. был введен в эксплуатацию новый прессовый цех с ковочной установкой мощностью 12 тыс. тонн, рассчитанной на обработку давлением слитков стали весом до 160 тонн, а затем его мощность увеличили до 250 тонн18.
18. Куприянов Ф.А. и др. Металлургия. В кн.: Ленинградская промышленность за 50 лет. Л., 1967. С. 214.
36 Следует признать, что творческий союз между рабочим и инженером – это, прежде всего, сплочение союза идей теоретических и практических. Инженеры имели научно-теоретическое представление о том, как оптимизировать работу, а рабочие – практические навыки, как лучше реализовать все это, опираясь на имеющийся опыт. Так, сотрудник Ижорского завода рабочий Шиньев в 1955 г. рекомендовал энергетику девятого цеха Лузину изменить конструкцию нагревательных заслонок для печей19. Предложение оказалось стоящим, и в течение трех месяцев конструкционные изменения были доработаны.
19. Петров В. Дорогу творческой инициативе. Ускорить темпы работ // Ижорец. 1956. 4 янв.
37 Но ссылаясь на материал, изложенный в публикации, хотелось бы отметить, что не все подобные предложения внедрялись быстро и своевременно. Гибщик из цеха № 9 Грузинский предложил макет конструкции новой детали на Ижорском заводе, но его предложение не приняли, т. к. техническое бюро задерживало выполнение чертежей. В результате этот очень важный для производства проект был реализован только спустя несколько месяцев20.
20. Там же.
38 Интересен пример молодого специалиста Александра Колчинского с Ижорского завода, который прошел путь от рабочего до инженера. После окончания Ленинградского машиностроительного техникума в 1954 г. он пришел на работу в цех № 6. А в 1956 г. начальник его участка инженер И.В. Яшин выступил с призывом: «Внедрять в производство все новое и передовое»21. Этим действием он стремился побудить своих коллег к новаторской активности. Впоследствии у рабочего и инженера сложился своего рода трудовой союз. Совместными усилиями они выполняли различные проекты, направленные на ускорение темпов выпуска продукции. В ходе работы у Колчинского возникла потребность в дальнейшем продолжении своей учебы. Он поступил в высшее техническое учебное заведение и успешно его закончил. Его дипломная работа стала результатом практической деятельности – она изначально получила апробацию непосредственно на производстве.
21. Штарков Б. Ценное предложение. Ускорить темпы работ // Ижорец. 1956. 30 марта.
39 Создание атомного ледокола «Ленин» в 1950-е гг. явилось ярким доказательством выдающихся достижений советской науки и техники, а рационализация и новаторство помогли по-иному взглянуть на сам производственный процесс в тяжелом машиностроении. Сотрудники Ижорского завода внесли свой успешный вклад в этот уникальный проект, ставший своего рода символом успехов СССР в реалиях научно-технической революции.
40 Конец 50-х годов XX века стал весьма успешным для развития производственных мощностей Советского Союза. Кроме неопровержимых символов торжества советской науки (первый искусственный спутник земли, полёт человека в космос) заметно повышался общий уровень благосостояния населения. Он в немалой степени был связан с отношением конкретного человека к своему труду. Здесь присутствовало как моральное, так и материальное стимулирование за профессионально и качественно выполненную работу. Ижорский завод и его работники смогли пройти через все испытания войны и послевоенного восстановления. В немалой степени это стало возможным благодаря новым формам работы.

Библиография

1. Центральный государственный архив историко-политических документов Санкт-Петербурга (ЦГАИПД). Ф. 24. Оп. 26. Д. 7459.

2. Центральный государственный архив историко-политических документов Санкт-Петербурга (ЦГАИПД). Ф.-764к. Оп. 1. Д. 400.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести