Участие земельных правительств в разработке общегерманских конституций XIX-XX веков
Участие земельных правительств в разработке общегерманских конституций XIX-XX веков
Аннотация
Код статьи
S241436770027605-5-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Попов Иван Дмитриевич 
Должность: доцент кафедры всеобщей истории
Аффилиация: Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
Адрес: Архангельск, Российская Федерация
Выпуск
Аннотация

В статье прослеживается вклад правительств германских земель в разработку общенациональных конституций Германии XIX-XX вв. Делается вывод, что земельные правительства и их делегаты зачастую играли ключевую роль в выстраивании характера, структуры и содержания конституций, чем во многом был обусловлен и федералистский вектор немецкой государственности. Активное участие земельных правительств в политической жизни и конституировании Германии значительно отразились и на специфике федерализма, в рамках которого общегерманские представительные органы земель формировались исключительно из делегатов правительств.

Ключевые слова
история Германии, Германский союз, Конституция Паульскирхе, Эрфуртский союз, Германская империя, Веймарская республика, германский федерализм, конференции премьер-министров германских земель, Херренхимзейский конвент, история Баварии
Классификатор
Получено
03.08.2023
Дата публикации
28.09.2023
Всего подписок
10
Всего просмотров
311
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
Доступ к дополнительным сервисам
Дополнительные сервисы только на эту статью
1 К моменту начала Наполеоновских войн в Священной Римской империи германской нации многие десятилетия нарастали дезинтеграционные тенденции, параллельно которым происходило становление австро-прусского дуализма1. Соперничество Австрии и Пруссии привело к росту влияния мелких и особенно средних германских государств, на которые вынуждены были опираться эти державы. Германская медиатизация, начавшаяся после заключения Люневильского мира 1801 г., и роспуск Священной Римской империи в 1806 г. заметно укрепили положение Баварии, Бадена и Вюртемберга, которые не только смогли занять ведущие позиции в созданном Наполеоном Рейнском союзе, но и в коалиции с ним — значительно расширить свои территории2. На Венском конгрессе 1815 г. средние государства не позволили Австрии и Пруссии разделить Германию на сферы влияния и склонили страны-победительницы к конфедеративному решению германского вопроса3. В результате 8 июня 1815 г. был образован Германский союз, в рамках которого декларировалось равноправие входящих в его состав государств, а целью союза провозглашалось поддержание их безопасности, «независимости и неприкосновенности»4. Единственным высшим органом союза стал Бундестаг, заседавший во Франкфурте-на-Майне. Восстановление австро-прусского дуализма после Венского конгресса происходило в условиях вынужденного восприятия других германских государств в качестве формально равных, а соответственно изменение конструкции Германского союза должно было осуществляться с учётом их позиции.
1. Рагозин Г.С. Австро-прусский дуализм в Германии, 1763-1866 гг. : идеологический аспект : дисс. ... канд. ист. наук : 07.00.03. Архангельск, 2018. С. 77-78.

2. История Германии: учебное пособие: : в 3 тт.: Т. 1: С древнейших времен до создания Германской империи / Под общ. ред. Б. Бонвеча, Ю. В. Галактионова. Москва, 2008. С. 409-410.

3. Там же. С. 419.

4. Акт о конституции Германского Союза, подписанный в Вене. 1815 г., 8 июня (27 мая) // Собрание трактатов и конвенций, заключенных Россиею с иностранными державами: Т. 3: Трактаты с Австриею. 1808-1815 = Т. 3 : Traités avec l'Autriche. 1808-1815 / сост. Ф. Ф. Мартенс. Санкт-Петербург, 1876. С. 427-448.
2 Параллельно в немецкой общественности всё больше нарастали настроения общенационального единства, важнейшими проявлениями которых стали антинаполеоновское сопротивление, движение буршей, Вартбургский (1817 г.) и Гамбахский (1832 г.) праздники. В каждом из этих случаев активное участие принимали не только либеральные силы, но и зарождавшиеся революционные движения, что не могло не настораживать правящую верхушку германских государств. Об опасности революционного сценария развития в Германском союзе предупреждал прусский военный уполномоченный при франкфуртском Бундестаге Й. фон Радовиц в своём сочинении «Меморандум о насущных предложениях о Германском союзе» (20 ноября 1947 г.). Безоговорочно одобренный прусским королём Вильгельмом IV меморандум констатировал недееспособность Германского союза и предлагал реформировать его сверху путём превращения из конфедерации в федерацию. Предлагалось единогласное принятие решений в Бундестаге заменить на квалифицированное большинство, создать верховный суд, ввести общие кодексы уголовного и коммерческого права, единую почтовую и военную систему и др.5 Предложения Й. фон Радовица были поддержаны австрийским канцлером К. Меттернихом, а 10 марта 1848 г. стороны даже подписали в Вене соглашение о созыве 25 марта конгресса представителей государств-членов в Дрездене для обсуждения реформы Германского союза6. Однако развернувшиеся на тот момент революционные выступления в немецких государствах и в самой Вене перечеркнули эти планы, а К. Меттерних уже 13 марта 1848 г. был отправлен в отставку и позже бежал7.
5. Denkschrift über die vom Deutschen Bund zu ergreifenden Maßregeln. Berlin, den 20sten November // Radowitz J. von. Deutschland und Friedrich Wilhelm IV / 3. Aufl. Hamburg, 1848. S. 39-56.

6. Rachfahl F. Österreich und Preußen im März 1848 // Historische Vierteljahrsschrift. 1903. Jg. 6. S. 377-378.

7. Angelow J. Von Wien nach Königgrätz : Die Sicherheitspolitik des Deutschen Bundes im europäischen Gleichgewicht 1815-1866. München, 2009. S. 217.
3

Центральной повесткой Мартовской революции 1848 г. стала борьба за принятие общегерманской конституции. Начавшиеся в марте 1848 г. народные выступления и баррикадные бои сопровождались требованием созыва национального собрания путём всенародных выборов. Угроза перехвата общенациональной повестки протестующими вынудила правительства германских государств не только проводить у себя конституционные реформы, но и всерьёз начать обсуждение переустройства Германского союза. 29 февраля 1848 г. Бундестаг Германского союза учредил Политический комитет, который 10 марта 1848 г. предложил всем правительствам государств-членов создать Комитет семнадцати для предоставления «экспертных консультаций с целью подготовки пересмотра федеральной конституции»8. Делегирование в комитет осуществлялось непосредственно правительствами государств-членов из числа людей, «пользующихся всеобщим доверием» согласно куриям Бундестага. Германские правительства направили в комитет признанных учёных, правоведов и государственных деятелей (преимущественно либеральных взглядов), которые бы не только смогли предложить юридически грамотные формулировки норм будущей конституции, но и выстроить порядок, учитывающий предшествующее историческое развитие немецких земель. Наиболее известными участниками Комитета семнадцати были историки Ф.К. Дальман, И.Г. Дройзен, Г.Г. Гервинус, юристы В.Э. Альбрехт, Г.А. Цахариэ, А. фон Шмерлинг, С. Иордан, Ж.-Ж. М. Вильмар, литератор и политик Л. Уланд, дипломат М. фон Гагерн (брат председателя Франкфуртского национального собрания Г. Фон Гагерна), предприниматель Ф.Д. Бассерман, филолог Т. Бергк9.

8. Fenske H. Vormärz und Revolution : 1840 — 1849. Darmstadt, 1976. S. 272.

9. Entwurf des deutschen Reichsgrundgesetzes: Von den XVII. Männern des öffentlichen Vertrauens bearbeitet und am 26. April (1848) der Bundesversammlung übergeben. Leipzig, 1848. S. 1.
4 С 30 марта по 26 апреля 1848 г. на основе предложений Ф.К. Дальмана и В.Э. Альбрехта комитет смог разработать «Проект основного закона Германии» и передать его Бундестагу, который его утвердил 8 мая 1848 г.10 Согласно проекту конфедеративный Германский союз превращался в федеративную Германскую империю, составные части которой фигурировали как государства (Staaten). Имперский центр осуществлял внешнее представительство, контролировал военную, таможенную и почтовую систему, при необходимости мог облагать имперскими налогами отдельные государства-члены11. Проект также предусматривал:
10. Schlosser H.D. Die Macht der Worte : Ideologien und Sprache im 19. Jahrhundert. Köln u.a., 2016. S. 153.

11. Entwurf des deutschen Reichsgrundgesetzes. S. 9-10.
5
  1. учреждение парламента (Рейхстаг), состоящего из Нижней палаты (выбираемая народом) и Верхней палаты (делегируемая правителями государств). Принятие законов осуществлялось абсолютным большинством обеих палат.
  2. учреждение Имперского суда
  3. основные права граждан
  4. «Главу империи», который являлся потомственным императором и сосредотачивал довольно широкие властные полномочия, включая утверждение любых законов. Имперское правительство также было ответственно перед Главой.
  5. конституционные гарантии12
12. Ibid. S. 10-16.
6 Под давлением левых депутатов Национальное собрание, созванное 18 мая 1848 г. в Паульскирхе во Франкфурте-на-Майне, отказалось рассматривать предложения Комитета семнадцати как обязательную основу. Однако в ходе дебатов постепенно стало намечаться доминирование фракции правого центра, куда входили в том числе и члены комитета (М. фон Гагерн, Ф.Д. Бассерман, Ф.К. Дальман, В.Э. Альбрехт, Ф.Ф. фон Зоммаруга, А. Шмерлинг, Г.А. Цахариэ, К.В. Випперман, И.Г. Дройзен, Г.К. Яуп, Г.Г. Гервинус). В общей сложности 13 участников комитета являлись депутатами Национального собрания. Неудивительно, что итоговый текст первой общегерманской конституции – Конституции Паульскирхе 28 марта 1849 г. – испытал значительное влияние «проекта семнадцати». Оба документа были по содержанию очень близки друг другу: закреплялось федеративное устройство со схожей компетенцией имперского центра, во главе стоял император с широкими властными полномочиями и наследственной властью, правительство было ответственно перед императором, предусматривались двухпалатный Рейхстаг и имперский суд. Историк Й.-Д. Кюне указывает на повсеместное влияние «проекта семнадцати» на Конституцию Паульскирхе и связывает это, прежде всего, с кадровой преемственностью: более половины членов «комитета семнадцати» состояли в конституционном комитете Национального собрания13. Несмотря на последующее отклонение Конституции Паульскирхе монархами государств-членов Германского союза и подавление движений в её поддержку, заложенные ею принципы государственного устройства не утратили своей актуальности на протяжении последующих десятилетий, в том числе и при создании Германской империи в 1871 г. Такой мысли придерживается историк права Р. Хюбнер, подчёркивая, что «те профессора, которых долго ругали за непрактичность, слишком глубоко заглянули в право и историю, чтобы не осознать то направление, в котором будет происходить развитие немецкого народа в ближайшем или отдалённом будущем»14.Другой немецкий историк Э.Р. Хубер также считает, что последующие немецкие конституции были глубоко привержены «основной концепции проекта семнадцати»15.
13. Kühne J.-D. Die Reichsverfassung der Paulskirche : Vorbild und Verwirklichung im späteren deutschen Rechtsleben / 2., überarb. und um ein Nachw. erg. Aufl. Neuwied u.a., 1998. S. 43.

14. Hübner R. Der Verfassungsentwurf der siebzehn Vertrauensmänner : Ein Beitrag zur Vorgeschichte des Frankfurter Verfassungswerkes // Festschrift für Eduard Rosenthal zum siebzigsten Geburtstag / Hrsg. von d. Jurist. Fakultät d. Universität Jena. Jena, 1923. S. 167.

15. Huber E.R. Deutsche Verfassungsgeschichte seit 1789. Bd. 2: Der Kampf um Einheit und Freiheit 1830 bis 1850. Stuttgart u.a., 1960. S. 769.
7 В мае 1849 г. Пруссия по инициативе Й. фон Радовица попыталась уже под своей эгидой создать объединённую Германию в рамках так называемого Эрфуртского союза. Прусский король не стал прибегать к практике коллективной разработке конституции правительственными делегатами государств-членов, как это было при создании Комитета семнадцати, и решил действовать через соглашения с германскими государствами, в основе которых лежал договор от 26 мая 1849 г. между Пруссией Саксонией и Ганновером («Союз трёх королей»). Проект конституции Эрфуртского союза от 28 мая 1849 г. был инициирован также непосредственно Пруссией и предложен остальным государствам как временное постановление. По мнению историка Х. Больдта Эрфуртская конституция во многом придерживалась Конституции Паульскирхе с разницей лишь в том, что «Франкфуртский конституционный компромисс в новой разработке был, так сказать, сдвинут вправо»16. К маю 1850 г. к Эрфуртскому союзу присоединилось 26 государств, а 20 марта 1850 г. в Эрфурте был созван «Союзный парламент» для обсуждения конституции. Предложенные им поправки однако должны были утверждаться государствами-членами, лишь 12 из них заявили о готовности принять текст конституции без оговорок17. Осенью 1850 г. из-за ситуации в Кургессене едва ли не разгорелось военное столкновение между Пруссией и Австрией, в который на стороне последней грозилась вмешаться и Россия. Результатом противостояния стали «Ольмюцкие пункты» 29 ноября 1850 г., которые восстанавливали Германский союз и положили конец существованию Эрфуртского союза18.
16. Boldt H. Erfurter Unionsverfassung // Die Erfurter Union und das Erfurter Unionsparlament 1850 / hrsg. von G. Mai. Köln u.a., 2000. S. 425.

17. Kotulla M. Deutsche Verfassungsgeschichte : vom Alten Reich bis Weimar (1495 bis 1934). Berlin; Heidelberg, 2008. S. 444-446.

18. История Германии. Т. 1. С. 471.
8 В последующие годы немецкие государства не раз обсуждали вопросы реформирования Германского союза, однако принятие общегерманской конституции практически не стояло на повестке дня. Правительства государств-членов больше были обеспокоены дополнительными механизмами своего влияния, которые бы смогли отчасти преодолеть австро-прусский дуализм. Качественно новый этап общегерманского конституирования символизировало окончание Австро-Прусской войны в 1866 г., результатом которой стал не только роспуск Германского союза, но и безоговорочное доминирование Пруссии среди германских государств. Согласно Пражскому миру от 23 августа 1866 г. Пруссия к северу от «линии Майна» могла учредить более тесный «северогерманский союз». Как и Эрфуртский союз, он был инициирован исключительно Пруссией, и ещё до начала войны был представлен в рамках документа под названием «Основные черты новой федеральной конституции». На данной основе 18 августа 1866 г. был подписан Августовский союз, к которому первоначально присоединились 15 государств. На базе данного договора в течение года северогерманские государства должны были разработать общую конституцию19.
19. Kotulla M. Op.cit. S. 490-491.
9 Несмотря на возможности исключительно силового и унитаристского варианта северогерманского объединения, прусскому канцлеру О. фон Бисмарку важно было оформить новый союз именно как соглашение между германскими государствами, в том числе и для будущего привлечения на свою сторону монархий Южной Германии. Кроме того для прусского короля, как и в 1849 г., было гораздо принципиальнее признание верховенства со стороны равных по статусу монархов, а не от органов народного представительства, чья легитимность вызывала слишком много вопросов у прусской короны. Именно по этой причине переговоры о северогерманском объединении велись исключительно с делегатами германских правительств. Для этого прусским советником М. Дункером был разработан конституционный проект, который основывался на Эрфуртской конституции и подвергался неоднократным исправлениям, ориентируясь на замечания самого О. фон Бисмарка20. Согласно данному проекту носителем суверенной власти являлся Бундесрат, члены которого делегировались правительствами входящих государств и были связаны их инструкциями. Из 43 голосов Бундесрата 17 были закреплены за Пруссией. Председателем Бундесрата являлся федеральный канцлер. Исполнительную власть должен был осуществлять Федеральный президиум во главе с пруссским королём. Также предусматривалось учреждение Рейхстага, избираемого на всенародных выборах и имевшего право утверждения налогов и законодательной инициативы. Вооружённые силы были поставлены под верховное командование прусского короля21.
20. Hayes B.B. Bismarck and Mitteleuropa. Rutherford u.a., 1994. P. 154-155.

21. Kotulla M. Op.cit. S. 492-493.
10 Проект конституции было решено первоначально обсудить на специально созванной 15 декабря 1866 г. в Берлине конференции полномочных представителей правительств северогерманских государств. Конференция заседала до 7 февраля 1867 г. и сперва выразила скептическое отношение к проекту. В общей сложности делегаты правительств согласовали с Бисмарком порядка 18 поправок, однако ни одна из них не затронула общие принципы структуры Северогерманского союза22. Согласованный проект был сперва направлен на ратификацию государствам-членам, а потом передан на ратификацию Рейхстага как совместное предложение северогерманских государств. В Рейхстаге согласованный проект вызвал немало критики и был несколько изменён в сторону расширения полномочий Федерального правительства (законодательные полномочия относительно гражданства, паспортного дела, уголовного и обязательственного права, вооружённых сил, а также право введения прямых федеральных налогов) и Рейхстага (ратификация государственных договоров, право утверждения налогов, участие в регулировании военного дела). Утверждённая Рейхстагом конституция в тот же день, 16 апреля 1867 г., вновь была обсуждена на конференции полномочных представителей правительств государств-членов, которая единогласно одобрила принятые поправки. В мае и июне 1867 г. конституцию одобрили и представительные органы государств-членов, после чего 1 июля 1867 г. она вступила в действие23.
22. Ibid. S. 493.

23. Handbuch der preußischen Geschichte. Bd. 2: Das 19. Jahrhundert und große Themen der Geschichte Preußens / hrsg. von O. Büsch. Berlin; New-York, 1992. S. 355-357.
11 Соблюдение формы объединения Германии как волеизъявления присоединившихся монархий было принципиально важно для Бисмарка и после победы во Франко-прусской войне 1870-1871 гг., которая открыла прямую дорогую к присоединению южно-германских государств. Как и в 1866-1867 гг. основным переговорным партнёром О. фон Бисмарка выступали правительства земель Юга Германии. Баден, который ещё до начала войны хотел присоединиться к Северогерманскому союзу, безоговорочно принял его конституцию. С правительствами Гессена, Вюртемберга и Баварии 12 сентября 1870 г. были начаты отдельные переговоры. 15 ноября 1871 г. было достигнуто соглашение между Северогерманским союзом, Баденом и Гессеном о намерении учредить с 1 января 1871 г. Германский союз. Одновременно с его учреждением должна была вступить в действие новая конституция, основанная на конституции 1867 г. Бавария и Вюртемберг под угрозой политической изоляции также согласились присоединиться к Северогерманскому союзу: с баварским правительством договоры был подписаны 23 ноября 1871 г., а с Вюртембергом – 25 ноября 1871 г.24 Ноябрьские договоры ставили присоединившиеся государства (особенно Баварию) в более привилегированное положение по сравнению с другими членами Северогерманского союза поскольку предусматривали для них резерватные права. К ним относились законодательное регулирования налога на пиво и винный спирт, организация и управление (включая право получения доходов) почтово-телеграфной системой и железными дорогами, командование собственной армией в мирное время и др.25 Позже договоры были одобрены ландтагами присоединившихся государств и Бундесратом Северогерманского союза. Согласно конституционным изменениям обновлённый союз отныне был обозначен как «Германская империя», а некогда председатель федерального президиума – прусский король – 18 января 1871 г. был коронован как «Германский император». Этот акт имел в том числе и символическое значение: он проходил не только в 170 годовщину вручения королевской короны бранденбургскому курфюрсту Фридриху III, но и формально был осуществлён от лица всех монархов путём письменного обращения баварского короля Людвига II Вительсбаха. Характерно, что члены Рейхстага и ландтагов не присутствовали на коронации26. Достигнутые соглашения позиционировали новую империю не как прусскую гегемонию, а как федеративный союз 22 монархий и 3 ганзейских городов. В этой связи высшим органом империи считался именно Бундесрат, в который входили делегаты правительств германских земель.
24. Fassbender B. Der offene Bundesstaat : Studien zur auswärtigen Gewalt und zur Völkerrechtssubjektivität bundesstaatlicher Teilstaaten in Europa. Tübingen, 2007. S. 121-141.

25. Петренко С. П. Германия в третьей четверти XIX века: создание национального государства // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. 2013. №2. С. 110-111.

26. Kotulla. Op.cit. S. 524.
12 Ноябрьская революция 1918 г. разрушила кайзеровскую государственную систему. Одновременно как в общественной жизни, так и среди пришедших к власти политических сил отчётливо возобладали унитаристские настроения. В левом лагере чаще всего считали бессмысленным факт существования государственности у частей Германской империи и воспринимали это как пережитки феодального и реакционного прошлого. Крайне правые также выступали за более широкую централизацию, но уже с позиций укрепления национального единства. Отражением таких настроений стал первый проект имперской конституции, разработку которого глава Совета народных уполномоченных (СНУ) Ф. Эберт в середине ноября 1918 г. поручил статс-секретарю министерства внутренних дел Г. Пройсу. Представленный в январе 1919 г. проект Г. Пройса, который предварительно был согласован с различными ведомствами и учреждениями, предполагал отсутствие раздела об основных правах граждан, унитарное устройство, полную ликвидацию государств-членов и превращение их в 16 имперских областей27.
27. Gunlicks A. B. The Länder and German Federalism : Issues in German Politics. Manchester, 2003. P. 29.
13 Это вызвало резкую реакцию ряда ландтагов и земельных правительств, которые в те революционные дни также проявляли довольно высокую активность и смогли добиться прямых переговоров с представителями СНУ. 25 ноября 1918 г. в Штутгарте имперское руководство провело первую совместную конференцию с участием делегатов от земельных правительств, главной целью которой было решение вопроса о проведении выборов в Национальное собрании. Однако даже внутри СНУ по-разному понимали сущность будущего учредительного органа: члены СДПГ склонялись к парламентской форме, в то время как представители НСДПГ настаивали на советской модели организации. В этой связи основным вопросом конференции стал способ формирования Национального собрания. Представителям СДПГ удалось убедить глав земельных правительств в необходимости именно парламентского решения, что позже было утверждено на Всегерманском съезде советов рабочих и солдатских депутатов 18 декабря 1918 г.28 Другим важным решением конференции 25 ноября стало намерение участников настаивать на учреждении в будущей имперской конституции органа территориального представительства 29. Сам же Бундесрат, представлявший земельные правительства, оставался единственным представительным учреждением кайзеровской империи, которое продолжило своё существование в годы Ноябрьской революции и работало до 30 января 1919 г.30 До созыва Национального собрания имперские власти провели ещё несколько совместных заседаний с участием земельных правительств – земельная комиссия (26-30 января 1919 г.) и конференция государств (5-8 февраля 1919 г.)31.
28. Kotulla M. Op.cit. S. 582.

29. Васильев В. И. Германский федерализм: проблемы развития. Москва, 2000. С. 105.

30. Menges F. Reichsreform und Finanzpolitik: die Aushöhlung der Eigenstaatlichkeit Bayerns auf finanzpolitischem Wege in der Zeit der Weimarer Republik. Berlin, 1971. S. 135.

31. Damm S. Souveränität in Auflösung: Deutschlands vergessene Treugeber. Stuttgart, 2023. S. 276.
14 19 января 1919 г. состоялись выборы в Национальное собрание, которое собралось на своё первое заседание 6 февраля 1919 г. в Веймаре. Отныне именно здесь проходила разработка законодательства и новой конституции Германской империи. Одним из первых решений Национального собрания стал Закон о временной имперской власти от 10 февраля 1919 г., который устанавливал систему высших временных органов до принятия конституции. Глава государства – временный президент, как и назначаемое им временное правительство были ответственны перед Национальным собранием. Не менее важные изменения этот закон вносил и в работу региональных правительств. Поскольку основным носителем власти объявлялся немецкий народ, бывшие государства-члены Германской империи фактически были лишены своего суверенитета и решающей роли в определении конституционных основ Веймарской республики32.
32. Kotulla M. Op.cit. S. 583.
15 С другой стороны для представительства германских земель создавался временный орган, именуемый Комитетом государств, куда входили делегаты от земельных правительств. Наряду с Национальным собранием он мог утверждать принимаемые законы, а его состав и компетенция во многом были схожи с упразднённым Бундесратом. 18-21 февраля 1919 г. Комитет государств провёл первые консультации с имперским правительством. Главным предметом обсуждения был конституционный проект Г. Пройса, который был подвергнут резкой критике за свой унитарный характер, прежде всего со стороны Баварии, Гессена, Саксонии, Вюртемберга, Бадена. В результате обсуждений Г. Пройс согласился изменить свой проект и придать ему федеративное содержание. Земельное представительство в имперском центре по новому проекту осуществлялось через Рейхсрат33.
33. Васильев В.И. Указ.соч. С. 105-106.
16 Новый, уже четвёртый проект Г. Пройса был представлен 21 февраля 1919 г. и направлен в Национальное собрание, внутри которого был создан конституционный комитет. В обсуждении и корректировке новых предложений в конституционном комитете принимали участие не только непосредственно депутаты Национального собрания, но и члены как временного имперского, так и земельных правительств. Таким образом земельным правительствам и на этом этапе удавалось оказывать влияние на ход конституционных дебатов. 18 июня 1919 г. обсуждения в конституционном комитете завершились представлением пятого проекта Г. Пройса, который впоследствии обсуждался уже на пленарных заседаниях Национального собрания, где доминировали уже унитаристские настроения. Несмотря на сохранение федеративной структуры депутаты фактически упраздняли прежнюю государственность земель. Одновременно из конституции исключили положения о резерватных правах. Полномочия Рейхсрата были заметно сокращены, а его вето могло быть преодолено Рейхстагом. Границы земель могли быть изменены квалифицированным большинством Рейхстага и Рейхсрата, а Пруссия по-прежнему доминировала в имперских представительных органах власти. Кроме того в итоговом проекте конституции была предусмотрена возможность введения имперского финансового управления, что впоследствии привело к значительному сокращению бюджетных возможности земель. Дополнительно к этому центр сохранял за собой право «имперской экзекуции» и мог осуществлять вооружённое вмешательство во внутренние дела земель, когда они не соблюдали конституцию империи34. Окончательная редакция Веймарской конституции была принята 31 июля 1919 г.
34. Kotulla M. Op.cit. S. 589-591.
17 В ряде земельных правительств новую конституцию расценивали как псевдофедералистскую и куда более унитаристскую по сравнению с Конституцией 1871 г. В 1920-е гг. конфликты отдельных земель с центром приводили порой к тяжёлым политическим кризисам, наиболее известным из которых являлся Пивной путч в Баварии. Те же баварские власти четырежды (1924, 1926, 1928, 1932) инициировали проведение федеративной реформы, которая бы позволяла ослабить чрезмерное воздействие Берлина и предоставить землям больше самостоятельности. В 1928 г. баварские предложения всерьёз были рассмотрены имперскими властями и едва не привели к федеративной реформе, для разработки которой была создана конституционная комиссия. Однако парламентские партии и правительство проявили индифферентное отношение к реформе, политическая воля к легитимации реформы у имперских властей практически отсутствовала, а периодически возникавшая в ходе обсуждения обструкция со стороны Баварии и Пруссии сужала пространство диалога35. Когда же в 1929 г. в стране разразился экономический кризис, то данная повестка и вовсе перестала быть актуальной36. В период формирования правительств по президентскому доверию (1930-1933 гг.) имперские органы власти всё больше переключались на силовую модель отношений с землями, апогеем которой стало отстранение законного правительства Пруссии 20 июля 1932 г. и установление в данной земле правления имперского комиссара. Это положило начало сперва дискредитации, а затем и ликвидации федерализма, которое окончательно завершилось проведением политики «унификации» земель в первые годы нацистской диктатуры37.
35. Субботин О. Г. Деятельность конференции немецких земель (1928—1930 гг.) // Весці БДПУ. Серыя 2. Гісторыя. Філасофія. Паліталогія. Сацыялогія. Эканоміка. Культуралогія. 2017. №2. С. 24-26.

36. Васильев. В.И. Указ. соч. С. 120-124.

37. Субоцiн А. Г. «Удар па Прусіі». Да гісторыі імперская экзекуцыі 20 ліпеня 1932 года ў Германіі / А. Г. Субоцiн // Весці БДПУ. Серыя 2. Гісторыя. Філасофія. Паліталогія. Сацыялогія. Эканоміка. Культуралогія. 2007. №3. С. 46-49.
18 Поражение Германии во Второй мировой войне привело к ликвидации общегерманских государственных структур и разделению страны на оккупационные зоны держав-победительниц (советская, американская, британская, французская). Военные администрации союзников сперва не спешили создавать ни межзональных, ни зональных органов власти, представленных самими немцами; а в первые месяцы оккупации во всех зонах и вовсе был установлен «политический карантин» (запрет на ведение политической деятельности). Немецкие структуры управления с весьма ограниченным административным функционалом были воссозданы во вновь организованных землях, а земельные правительства не только осуществляли руководство на вверенных им территориях, но и постоянно держали контакт с оккупационными властями. В течение 1946 – середины 1947 гг. в землях советской, американской и французской оккупационных зон прошли выборы в учредительное собрание и приняты конституции.
19 В советской оккупационной зоне в основу земельных конституций был положен проект СЕПГ августа 1946 г., который в представлении федеративных отношений во многом опирался на текст Веймарской конституции. Несмотря на сопротивление оппозиционных партий (прежде всего, ХДС и ЛДП), считавших предложения СЕПГ недостаточно соответствующими принципам федерализма, властям зимой 1946-1947 гг. удалось обеспечить принятие однотипных конституций для всех земель оккупационной зоны38. Как отмечали западногерманские политики, именно земельные правительства в советской зоне являлись основными бастионами федералистских идей39, особенно в тех землях, где были влиятельны оппозиционные партии и федералистское крыло СЕПГ (Саксония, Тюрингия, Саксония-Анхальт). Подобное положение с одновременно существующими (пусть и тлеющими) перспективами объединения Германии сдерживали СЕПГ и советские оккупационные власти от ликвидации федеративных отношений, а первая конституция ГДР 1949 г. формально была составлена в федеративном ключе. Однако уже в земельных конституциях 1946-1947 гг. устанавливалась жёсткая вертикаль власти40. Впоследствии унитаристские тенденции в Восточной Германии заметно усилились, а компетенция земель подвергалась значительным ограничениям. Окончательная же ликвидация федерализма и превращение ГДР в унитарное государство произошло 23 июля 1952 г., когда был принят закон «О дальнейшей демократизации построения нового общества и принципов действия государственных органов власти в землях Германской Демократической Республики»41.
38. Болдырев Р. Ю. Региональная политика советских оккупационных властей в Германии, 1945-1949: от федерализма к унитаризму // Вестник Томского государственного университетата. История. 2019. №57. С. 71-72.

39. Overesch M. Die Reise des Generalsekretärs des Länderrats Roßmann in die Ostzone vom 15. bis 20. Mai 1947 // Vierteljahrshefte für Zeitgeschichte. 1975. H. 4. S. 457, 460-463.

40. Болдырев Р.Ю. Указ.соч. С. 72.

41. Там же.
20 В западных зонах напротив земельные органы власти стремительно усиливали своё влияние. Принятие конституций позволяло им считать себя единственными на тот момент легитимными носителями немецкой государственности. В наибольшей степени это осознавали земельные правительства американской зоны, которые были главными инициаторами установления постоянных межзональных контактов с правительствами других земель. Они начали регулярно осуществляться уже в 1946 г. сперва между премьер-министрами американской и британской зон, а начиная с середины 1947 г. — и с премьер-министрами земель французской зоны. На конференции премьер-министров в Бремене (4-5 октября 1946 г.) впервые были озвучены намерения принять активное участие в общегерманском конституировании и особо подчёркивалась необходимость федеративного устройства. Поскольку именно земельные правительства (прежде всего в Южной Германии) являлись основными очагами продвижения федералистких идей, американские оккупационные власти всерьёз рассматривали организацию временного общегерманского правительства именно из премьер-министров земель. Франция, которая ещё больше опасалась централизованной Германии во главе с партиями и профсоюзами, также опиралась на диалог с главами земельных правительств42. Конференции премьер-министров к тому же проявили себя как довольно гибкий политический институт: они были способны вести результативный диалог с различными политическими силами, а также подстраиваться под ограничения, диктуемые военными администрациями и партиями. Вплоть до учреждения ФРГ конференции глав земельных правительств активно были задействованы в принятии важных межзональных решений, а к середине 1948 г., когда были проведены Кобленцская (8-10 июля 1948 г.) и Нидервальдские (15-16, 21-22 июля 1948 г.) конференции, премьер-министры и вовсе превратились в главного переговорного партнёра военных администраций, достигнув апогея своего влияния43.
42. Попов И.Д. Конференции премьер-министров германских земель в 1945—1947 годах как предпосылка становления Федеративной Республики Германия // Научный диалог. 2020. №12. С. 293-295, 302.

43. Попов И.Д. Конференции премьер-министров германских земель в 1948—1949 годах и их политическое значение // Научный диалог. 2021. № 1. С. 377-382, 387.
21 Все эти обстоятельства позволяли конференциям премьер-министров земель заявлять в том числе и претензии на национальное представительство. Наиболее известной в этом отношении была Мюнхенская конференция 6-7 июля 1947 г., на которую первоначально явились даже главы правительств советской оккупационной зоны. Однако обсуждение общегерманского конституционного устройства так и не вошло в повестку конференции из-за давления французских оккупационных властей и партийной элиты, которая считала разработку национальной конституции исключительно своим делом44. Таким образом, будучи удобным переговорным партнёром, премьер-министры были чрезвычайно ограничены в принятии важных политических решений, постоянно лавируя между интересами своих земель, партий, военных правительств и органов Бизонии. Наиболее ярко это проявилось во время вручения западными союзниками «Франкфурстких документов» (1 июля 1948 г.), которые предписывали учредить германское государство в рамках западных оккупационных зон и разработать для него демократическую и федеративную конституцию. Тогда лидеры ведущих партий первоначально отвергли предложения союзников, вынудив премьер-министров выполнять функцию медиаторов с военными администрациями. Кобленцская и Нидервальдские конференции глав земельных правительств тогда стали, прежде всего, площадкой для поиска точек соприкосновения партий и оккупационных властей. Именно на этих конференциях союзники согласились с предложениями премьер-министров скорректировать некоторые положения «Франкфуртских документов»: созвать до 1 сентября 1948 г. Парламентский совет (вместо изначально предусмотренного «законодательного собрания»), чтобы разработать основной закон (вместо изначально предусмотренной «конституции»), который должен был утверждаться ландтагами земель (вместо всенародного референдума)45.
44. Попов И.Д. Конференции премьер-министров германских земель в 1945—1947 годах ... С. 295-300.

45. Blank B. Die westdeutschen Länder und die Entstehung der Bundesrepublik : Zur Auseinandersetzung um die Frankfurter Dokumente vom Juli 1948. München, 1995. S. 53-54.
22 Поскольку депутатов в Парламентский совет делегировали ландтаги в соответствии со своим партийным раскладом, то и решающую роль в этом органе играло партийное соотношение и установки политических партий. Чтобы в межпартийных переговорах не были проигнорированы интересы региональных властей, главы земельных правительств на Нидервальдской конференции 21-22 июля 1948 г. инициировали созыв в Баварии «Конституционного комитета премьер-министров западных оккупационных зон», который вошёл в историю как Херренхимзейкий конвент. Работа конвента прошла в довольно сжатые сроки (10-23 августа 1948 г.) и завершилась разработкой проекта основного закона, который должны были представить Парламентскому совету в день его созыва (1 сентября 1948 г.). Для для разработки конституционных предложений привлекли наиболее авторитетных экспертов — профессиональных юристов, управленцев, финансистов46 — часть из которых уже ранее была известна собственными конституционными разработками в период Веймарской республики и в послевоенные годы (К. Бейерле, Г. Брилль, Ф. Глум, Г. Навяски, А. Пфайффер, К. Шмид). И в этом историк А. Бауэр-Кирш видит прямые параллели с «комитетом семнадцати». «Замените ”Бундестаг” на ”премьер-министры”, — пишет данная исследовательница, — ”фон Гагерн” на ”Пфайффер”, ”Дальман” на ”Шмид”, ”Альбрехт” на ”Навяски”, а 1848 на 1948 г. — Херренхимзейский конституционный конвент был бы не внуком, а скорее близнецом Комитета семнадцати»47. Делегаты конвента представляли все 11 западногерманских земель и при этом старались соблюдать равноудалённость от различных политических сил, хотя многие из них непосредственно были связаны с ведущими политическими партиями (ХДС, ХСС, СДПГ, СвДП). В этой связи, когда на конвенте возникали непреодолимые разногласия, определённые нормы оформлялись в 2-3 альтернативных предложения48. У оккупационных властей Херренхимзейский проект не вызвал серьёзных возражений.
46. Feldkamp M. F. Die Entstehung des Grundgesetzes für die Bundesrepublik Deutschland 1949 : eine Dokumentation. Stuttgart , 1999. S. 20.

47. Bauer-Kirsch A. Herrenchiemsee. Der Verfassungskonvent von Herrenchiemsee Wegbereiter des Parlamentarischen Rates: Inaugural-Dissertation zur Erlangung der Doktorwürde der Rheinischen Friedrich-Wilhelms-Universität zu Bonn. Bonn, 2005. S. 25.

48. Bericht über den Verfassungskonvent auf Herrenchiemsee vom 10. bis 23. August 1948. München, 1948.
23 Как в своё время «проект семнадцати», херренхимзейские предложения первоначально получили достаточно сдержанную оценку в Парламентском совете. Ведущие партии подчёркивали, что Херренхимзейский проект не является обязательным к рассмотрению49. В этой связи данная конституционная инициатива долгое время не находилась в поле зрения историков. Однако в 1990-е гг. стали появляться оценки о достаточно высокой степени влияния херренхимзейских разработок на текст Основного закона 1949 г.50 В 2005 г. А. Бауэр-Кирш в приложении к своей диссертации представила таблицу, в которой сопоставлялись схожие (а порой и практически идентичные) статьи обоих документов51. Это сопоставление позволяет сделать вывод о практически такой же структуре и значительной близости содержания большинства статей. Схожей оказалась и структура органов власти, в том числе и распределение компетенции между федеральным центром и землями. Очевидно, что депутаты Парламентского совета вынуждены были часто обращаться к Херренхимзейскому проекту поскольку он не только содержал юридически грамотные формулировки, но и выражал баланс интересов партий, земель и военных администраций. Конечно оба документа имели и ряд существенных расхождений, поскольку в Парламентском совете производились постоянные корректировки (в зависимости от переговоров фракций), упрощения или удаление отдельных норм (особенно на последнем этапе). Поскольку партии воспринимали проект как инициативу земельной бюрократии, то сокращались и отдельные механизмы влияния земель на федеральную политику, особенно в части полномочий Бундесрата52.
49. Мурашов М. А. Участие западногерманских политических партий в создании ФРГ (1948—1949 гг.) : дисс ... канд. ист. наук : 07.00.03. Москва, 2005. С. 114-115.

50. Feldkamp M.F. Op.cit. S. 20.

51. Bauer-Kirsch A. Op.cit. S. I-LXXVI.

52. Bericht über den Verfassungskonvent … S. 61-85. Grundgesetz für die Bundesrepublik Deutschland vom 23. Mai 1949 // Bundesgesetzblatt. 1949. Nr.1. S. 1-20.
24 Представлением конституционного проекта не ограничивалось участие земельных правительств в разработке Основного закона. Известным фактом, к примеру, является активное участие баварского премьер-министра Г. Эхарда в межфракционных переговорах и последующее отклонение Баварией Основного закона53. Характерно, что и наиболее дискуссионные и злободневные вопросы в Парламентском совете преимущественно были связаны с конструкцией федерализма, а достигнутые компромиссы на несколько лет вперёд станут почвой постоянных дебатов о необходимости федеративной реформы, инициатива которой опять-таки исходила преимущественно от лица земельных правительств.
53. Мурашов М.А. Указ.соч. С. 142-145, 186, 218-221.
25 Таким образом в немецкой конституционной традиции XIX-XX вв. неизменно прослеживается активное участие земельных правительств (правительств государств-членов) в разработке общегерманской конституции, чем во многом и обусловлен федеративный характер государственности даже в конце XIX – начале XX вв., когда была окончательно преодолена политическая раздробленность. Вовлечение земельных правительств в конституировании единой Германии значительно отразилось и на многолетней специфике германского федерализма, в рамках которого общегерманский представительный орган земель (Бундесрат) по прежнему состоит исключительно из делегатов от исполнительной власти, а не ландтагов или непосредственно выбираемых народом сенаторов. Кроме того, предложения правительств германских земель чаще всего решающим образом отражались на содержании и структуре конституции. Так проект сформированных правительствами Комитета семнадцати в 1848 г. фактически стал прообразом Конституции Паульскирхе и конституции Эрфуртского союза 1849 г. Такая же преемственность прослеживается и между Херренхимзейским проектом 1948 г. и Основным законом ФРГ 1949 г. Договорённости с земельными правительствами конца 1918 — начала 1919 гг. определили парламентский и федеративный характер Веймарской республики. Куда скромнее роль германских земель была при разработке конституций Северогерманского союза 1867 г., Германской империи 1871 г. и ГДР 1949 г., которые изначально принимались в условиях концентрированного политического и военного давления. Однако и в этих случаях правительства земель оказывали влияние на государственную конструкцию. В Восточной Германии федералистские настроения ряда земельных правительств сдерживали унитаристские тенденции и способствовали становлению первой конституции ГДР в формально федеративном ключе. Для О. фон Бисмарка и вовсе было принципиально учреждение единой Германии как коллективной воли легитимных монархов. Именно поэтому первичные обсуждения и принципиальные согласования конституционных основ Северогерманского союза и Германской империи происходили, в первую очередь, с правительствами германских земель.

Библиография

1. Акт о конституции Германского Союза, подписанный в Вене. 1815 г., 8 июня (27 мая) // Собрание трактатов и конвенций, заключенных Россиею с иностранными державами: Т. 3: Трактаты с Австриею. 1808-1815 = Т. 3 : Traités avec l'Autriche. 1808-1815 / сост. Ф. Ф. Мартенс. – Санкт-Петербург: Тип. М-ва Путей Сообщения (А. Бенке), 1876. – С. 427-448.

2. Болдырев Р. Ю. Региональная политика советских оккупационных властей в Германии, 1945-1949: от федерализма к унитаризму // Вестник Томского государственного университетата. История. 2019. №57. С. 70-74.

3. Васильев В. И. Германский федерализм: проблемы развития. Москва : Компания Спутник +, 2000. 407 с.

4. История Германии: учебное пособие: Т. 1: С древнейших времен до создания Германской империи / Под общ. ред. Б. Бонвеча, Ю. В. Галактионова. Москва: КДУ, 2008. 544 с.

5. Мурашов М. А. Участие западногерманских политических партий в создании ФРГ (1948—1949 гг.) : дисс ... канд. ист. наук : 07.00.03. Москва, 2005. 259 с.

6. Петренко С. П. Германия в третьей четверти XIX века: создание национального государства // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. 2013. №. 2. С. 108-113.

7. Попов И.Д. Конференции премьер-министров германских земель в 1945—1947 годах как предпосылка становления Федеративной Республики Германия // Научный диалог. 2020. №12. С. 290-307.

8. Попов И.Д. Конференции премьер-министров германских земель в 1948—1949 годах и их политическое значение // Научный диалог. 2021. № 1. С. 371-391.

9. Рагозин Г.С. Австро-прусский дуализм в Германии, 1763-1866 гг. : идеологический аспект : дисс. ... канд. ист. наук : 07.00.03. Архангельск, 2018. 277 с.

10. Субботин О. Г. Деятельность конференции немецких земель (1928—1930 гг.) // Весці БДПУ. Серыя 2. Гісторыя. Філасофія. Паліталогія. Сацыялогія. Эканоміка. Культуралогія. 2017. №2. С. 22—27.

11. Субоцiн А. Г. «Удар па Прусіі». Да гісторыі імперская экзекуцыі 20 ліпеня 1932 года ў Германіі // Весці БДПУ. Серыя 2. Гісторыя. Філасофія. Паліталогія. Сацыялогія. Эканоміка. Культуралогія. 2007. №3. С. 46-49.

12. Angelow J. Von Wien nach Königgrätz : Die Sicherheitspolitik des Deutschen Bundes im europäischen Gleichgewicht 1815-1866. München : Oldenbourg Wissenschaftsverlag, 2009. 418 S.

13. Bauer-Kirsch A. Herrenchiemsee. Der Verfassungskonvent von Herrenchiemsee Wegbereiter des Parlamentarischen Rates: Inaugural-Dissertation zur Erlangung der Doktorwürde der Rheinischen Friedrich-Wilhelms-Universität zu Bonn. Bonn: Rheinische Friedrich-Wilhelms-Universität Bonn, 2005. 264, CVII S.

14. Bericht über den Verfassungskonvent auf Herrenchiemsee vom 10. bis 23. August 1948 / Verfassungsausschuss der Ministerpräsidenten-Konferenz der Westlichen Besatzungszonen. München : Pflaum, 1948. 95 S.

15. Blank B. Die westdeutschen Länder und die Entstehung der Bundesrepublik : Zur Auseinandersetzung um die Frankfurter Dokumente vom Juli 1948. München : Oldenbourg, 1995. 375 S.

16. Boldt H. Erfurter Unionsverfassung // Die Erfurter Union und das Erfurter Unionsparlament 1850 / hrsg. von G. Mai. Köln u.a. : Böhlau, 2000. S. 417–431.

17. Damm S. Souveränität in Auflösung: Deutschlands vergessene Treugeber. Stuttgart : Verlag W. Kohlhammer, 2023. XXIV, 327 S.

18. Entwurf des deutschen Reichsgrundgesetzes: Von den XVII. Männern des öffentlichen Vertrauens bearbeitet und am 26. April (1848) der Bundesversammlung übergeben. Leipzig : F. A. Brockhaus, 1848. 16 S.

19. Fassbender B. Der offene Bundesstaat : Studien zur auswärtigen Gewalt und zur Völkerrechtssubjektivität bundesstaatlicher Teilstaaten in Europa. Tübingen : Mohr Siebeck, 2007. XVII, 495 S.

20. Feldkamp M. F. Die Entstehung des Grundgesetzes für die Bundesrepublik Deutschland 1949 : eine Dokumentation. Stuttgart : Reclam, 1999. 228 S.

21. Fenske H. Vormärz und Revolution : 1840 — 1849. Darmstadt : Wiss. Buchges, 1976. XIV, 449 S.

22. Grundgesetz für die Bundesrepublik Deutschland vom 23. Mai 1949 // Bundesgesetzblatt. 1949. Nr.1. S. 1-20.

23. Gunlicks A. B. The Länder and German Federalism : Issues in German Politics. Manchester: University Press, 2003. 422 p.

24. Handbuch der preußischen Geschichte. Bd. 2: Das 19. Jahrhundert und große Themen der Geschichte Preußens / hrsg. von O. Büsch. Berlin; New-York: De Gruyter, 1992. XXXI, 868 S.

25. Hayes B.B. Bismarck and Mitteleuropa. Rutherford u.a. : Fairleigh Dickinson Univ. Press u.a, 1994. 623 p.

26. Huber E.R. Deutsche Verfassungsgeschichte seit 1789. Bd. 2: Der Kampf um Einheit und Freiheit 1830 bis 1850. Stuttgart u.a. : Kohlhammer, 1960. XXXI, 935 S.

27. Hübner R. Der Verfassungsentwurf der siebzehn Vertrauensmänner : Ein Beitrag zur Vorgeschichte des Frankfurter Verfassungswerkes // Festschrift für Eduard Rosenthal zum siebzigsten Geburtstag / Hrsg. von d. Jurist. Fakultät d. Universität Jena. Jena: G. Fischer, 1923. S. 109-168.

28. Kotulla M. Deutsche Verfassungsgeschichte : vom Alten Reich bis Weimar (1495 bis 1934). Berlin; Heidelberg: Springer, 2008. 670 S.

29. Kühne J.-D. Die Reichsverfassung der Paulskirche : Vorbild und Verwirklichung im späteren deutschen Rechtsleben / 2., überarb. und um ein Nachw. erg. Aufl. Neuwied u.a. : Luchterhand, 1998. 674 S.

30. Menges F. Reichsreform und Finanzpolitik: die Aushöhlung der Eigenstaatlichkeit Bayerns auf finanzpolitischem Wege in der Zeit der Weimarer Republik. Berlin: Duncker & Humblot, 1971. 467 S.

31. Overesch M. Die Reise des Generalsekretärs des Länderrats Roßmann in die Ostzone vom 15. bis 20. Mai 1947 // Vierteljahrshefte für Zeitgeschichte. 1975. H. 4. S. 454-466

32. Rachfahl F. Österreich und Preußen im März 1848 // Historische Vierteljahrsschrift. 1903. Jg. 6. S. 357-386

33. Radowitz J. von. Deutschland und Friedrich Wilhelm IV / 3. Aufl. Hamburg: Perthes-Besser & Mauke, 1848. 68 S.

34. Schlosser H.D. Die Macht der Worte : Ideologien und Sprache im 19. Jahrhundert. Köln ; Weimar ; Wien : Böhlau Verlag, 2016. 308 S.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести