Художественная коммеморация войн в Германии
Художественная коммеморация войн в Германии
Аннотация
Код статьи
S241436770026640-4-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Хришкевич Татьяна Георгиевна 
Должность: Заведующий научно-образовательной лаборатории изучения событий Второй мировой войны и противодействия фальсификации истории
Аффилиация: Псковский государственный университет
Адрес: Российская Федерация, Псков
Выпуск
Аннотация

Статья рассматривает художественные коммеморативные практики Германии на примере военных мемориалов, посвященных франко-прусской войне, Первой и Второй мировым войнам. Визуальные изменения памятников, воздвигнутых победоносным и проигранным войнам, отражают изменение общественного дискурса в отношении прошлого государства. Мемориализация итогов войн преследовала различные цели: от подъема рейхспатриотизма и национального единения до преодоления прошлого и выстраивания новой государственной культуры памяти, обращенной к молодому поколению.

Ключевые слова
Германия, художественная коммеморация, франко-прусская война, Первая мировая война, Вторая мировая война, военные памятники, мемориалы, культура памяти.
Классификатор
Получено
14.07.2023
Дата публикации
28.09.2023
Всего подписок
10
Всего просмотров
312
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
Доступ к дополнительным сервисам
Дополнительные сервисы только на эту статью
1 Войны прочно закрепляются в коллективной памяти. Катастрофы оставляют след в истории и искусстве, а материальное и духовное наследие отражает или травмирующее поражение, или восторг победы. Особенно это заметно на примере Германии, которая за относительно небольшой промежуток времени прошла путь от военных побед, знаменовавших объединение, до поражений, завершившихся разделением государства. Отличие в восприятии прошлого прослеживается на примере военных мемориалов, которых на территории современной ФРГ сохранилось более 100 тысяч.
2 Исследование обращается к теме художественной коммеморации войн, в которых приняла участие Германия: от победоносной франко-прусской войны до двух сокрушительных поражений в мировых войнах. Статья посвящена военным памятникам (Kriegerdenkmal), которые воздвигались на каждом этапе германской истории: Второй рейх, Веймарская республика, Третий рейх, ГДР и ФРГ. Коммеморация войн преследовала различные цели: подъем рейхспатриотизма и воспевание национального единства, народный пацифизм, привитие агрессивного национализма, преодоление прошлого. Символизм мемориалов вытекал не только из результатов войн, но и из предшествующего исторического опыта. Это время, за которое нация прошла путь от представлений о собственной исключительности до необходимости искупления вины и формирования «культуры памяти».
3 К настоящему времени тема художественной коммеморации военной тематики привлекает все больший интерес. В российской исторической науке присутствует ряд исследований, обращенных к рассмотрению мемориалов, понимаемых как отдельные памятники, нередко сопровождаемые архитектурным ансамблем с музейной экспозицией, а также к этнографическим аспектам военных памятников1 2 3 4. Зарубежная историография обращается к данным сюжетам преимущественно не напрямую, а рассматривая их как второстепенный аспект всеобъемлющих проблем, затрагиваемых в ходе военных конфликтов5 6 7 8. В то же время она представляет несомненный интерес, поскольку позволяет дать ответы, каким образом удалось мобилизовать нацию на войну, как менялось отношение к прошлому в общественно-политическом дискурсе, так как многие из мемориалов появились не сразу после окончания военных действий, а спустя двадцать-тридцать лет.
1. Антощенко А.В. Монументальная мемориализация событий Второй мировой войны в Карелии // Технологос. – 2019. – № 3. – С. 61–72

2. Гизляров И.А. Мемориал в Царенсдорфе – памятник Первой мировой войны // Филология и культура. – 2012. – № 3 (29). – С. 217-219

3. Костяшов Ю.В. Память о Второй мировой войне в монументах Калининграда: региональная специфика // Национальное культурное наследие России: региональный аспект. VI Всероссийская научно-практическая конференция в рамках VII Всероссийского конкурса-фестиваля исполнителей и балетмейстеров народного танца имени Геннадия Власенко. – 2018. – С. 198-203

4. Памятник и праздник: этнография Дня Победы. – СПб., 2020.

5. Borodziej W., François E., Keding E., Makhotina E., Schulze M. Krieg im Museum. Präsentationen des Zweiten Weltkriegs in Museen und Gedenkstätten des östlichen Europa. – Göttingen, 2015

6. Metzing A. Kriegsgedenken in Frankreich (1871-1914)/ Studien zur kollektiven Erinnerung an den Deutsch-Französischen Krieg von 1870/71. – Bonn, 2002

7. Meinhold L. Kriegerdenkmäler in Deutschland. Band 1-2. – Heidelberg, 1985

8. Maas A. Les monuments aux morts de la guerre franco-allemande autour de Metz (1870/71- 1914/1918). Eléments d'une histoire des mentalités sous les aspects des relations franco-allemandes // Annales de l'Est 43. – 1991. – S. 304-306.
4 Историю военных мемориалов Германии отсчитывают от сохранившихся памятных досок и стел, посвященных участникам наполеоновских войн, павшим или вернувшимся живыми. Своеобразной точкой отсчета стало учреждение 10 марта 1813 г. Фридрихом Вильгельмом III Ордена Железного Креста, награждение которым не зависело от сословия и звания. В мае 1813 г. было издано «Постановление об учреждении постоянного памятника тем, кто пал в борьбе за независимость и отечество». В § 1 говорилось: «Каждый воин, который погибнет за Родину, совершив подвиг, который по единодушному свидетельству его начальства и товарищей принес бы ему Орден Железного Креста, должен быть удостоен чести установления памятника в полковой церкви за счет государства и после своей смерти. ... §. 3. Кроме того, для всех тех, кто умер на ложе славы, в каждой церкви должна быть установлена мемориальная доска за счет прихожан с надписью: «Из этого прихода погиб за Короля и Отечество; под этой надписью должны быть вписаны имена всех павших, принадлежащих к данному приходу. Выше, тем, кто получил железный крест или был бы его достоин»»9 . Таким образом, установка железного креста на мемориалах, где были захоронены павшие, означала вручение награды посмертно. Смерть на войне рассматривалась как свидетельство доблести и «верности Отечеству», а военный орден вручался коллективно.
9. Kabinettsorder König Friedrich Wilhelm III. vom 5. Mai 1813 über die Stiftung eines bleibenden Denkmals für die im Kampf für Unabhängigkeit und Vaterland Gefallenen // Geßner K. Inventar zur brandenburgischen Militärgeschichte 1806–1815. Quellen des Brandenburgischen Landeshauptarchivs über napoleonische Fremdherrschaft und Befreiungskriege. – 2018. – S. 231.
5 Однако не на всех памятниках высекали железный крест. До Первой мировой войны большое значение сохранял прусский орден «За заслуги» («Pour le mèrite…»), упоминание о котором можно встретить на памятнике прусским солдатам, павшим в битве при Носсетине 1 ноября 1806 г. Мемориал был открыт в 1856 г. Эпитафия на памятнике гласит: «…Бои между Вареном и Носсентином. Под командованием прославившегося впоследствии полковника Йорка фон Вартенбурга фельдъегерский полк прикрывал отступление армии Блюхера и задействовал в 14-часовых боях французские части Бернадота в Варене и Носсентине. Это были одни из первых, пусть и небольшие победы над наполеоновским господством...».  Далее о сражении 1 ноября 1806 г. говорится: «На перекличке 2 ноября 1806 г. пропало 70 раненых или убитых егерей. Из стрелков лейтенант фон Шютц пал, а полковник Йорк, майор фон Лихтенхан, лейтенант фон Штайнхейл и лейтенант фон Шпицнасс были ранены... Девятнадцать егерей были награждены орденом «За заслуги», в том числе обер-егерь Шуберт…». Эпитафия подробно перечисляет егерей, которые были награждены орденом «Pour le mèrite…». На памятнике изображены лавровый венок и солдат с гербом Мекленбурга, который кладет лавровую ветвь на могилу.10
10. Nossentin, Gemeinde Silz, Landkreis Mecklenburgische Seenplatte, Mecklenburg-Vorpommern.
6 После наполеоновских войн в немецких землях почитались ветераны, воевавшие и на стороне Наполеона. Так в 1853 г. в Кёльне был открыт «Наполеонштайн» – военный мемориал солдатам, которые сражались под командованием французского императора. С 1833 г. во многих германских городах, ранее оккупированных французами, были основаны ветеранские объединения. С 1834 по 1850-е гг. они воздвигали так называемые «Камни Наполеона», которые имели типовой вид – каменная стела, увенчанная шлемами и перечисляющая имена выживших ветеранов, а не павших бойцов11.
11. Köln, Melatenfriedhof, Nordrhein-Westfalen. [Elektronische Ressource]: URL: >>>> (Behandlungsdatum: 12.07.2023).
7 Военные мемориалы, установленные во второй половине XIX – ХХ вв., представляют собой два различных типа: надгробия, воздвигнутые непосредственно над захоронениями павших воинов и памятники, увековечивающие событие, но не являющееся указателем могилы. Для франко-прусской и Первой мировой войн наиболее характерны примеры военных мемориалов, установленных на захоронениях, включая памятники противникам. Тематика мемориалов, посвященных Второй мировой войне гораздо разнообразнее. Помимо военных кладбищ, они отражают историю концентрационных лагерей, Сопротивления, операции «Тиргартенштрассе, 4». Массовая установка военных мемориалов началась в память об участниках франко-прусской войны 1870-1871 гг., причем они нередко изображали также участников войн с Данией в 1864 г. и с Австрией в 1866 г. и увековечивали имена всех, включая выживших в военных компаниях. Более поздние мемориалы Первой мировой войны в основном посвящены только павшим солдатам соответствующего населенного пункта, а памятники Второй мировой войны как гражданским, так и военным жертвам. На многих военных мемориалах имена погибших и пропавших без вести жителей того или иного населенного пункта называются по отдельности – это военные мемориалы в буквальном смысле этого слова. В крупных городах, где точное определение имен всех участников войны в городе было очень сложным или невозможным, редко можно найти памятники со списками имен. После Второй мировой войны мемориалу отводилась роль памятника во имя мира.
8 Увековечивание событий франко-прусской войны в Германии началось сразу после окончания боевых действий. Его особенностью стал акцент не столько на тему победы, сколько на объединение, как результат военного триумфа. Поэтому памятники ставились как правило в центре городов. Наиболее характерный пример памятника, знаменующего объединение после трех победоносных войн, это колонна Победы в Берлине. Её строительство началось в 1864 г. по предложению прусского короля Вильгельма I. Элементы Колонны Победы и венчающая ее бронзовая скульптура Золотой Эльзы («Goldelse») были призваны ознаменовать торжество немецкого оружия. Колонна была открыта в третью годовщину победы при Седане 2 сентября 1873 г. Основание украшено четырьмя бронзовыми барельефами, изображающими три объединительные войны и победоносное вступление войск в Берлин в 1871 г.12
12. Siegessäule. [Elektronische Ressource]: URL: https://www.berlin.de/sehenswuerdigkeiten/3560160-3558930-siegessaeule.html (Behandlungsdatum: 11.07.2023).
9 Традиционными темами военных мемориалов, созданных после франко-прусской войны, являются героизм и прославление солдатских ценностей: преданность долгу, мужество, любовь к Родине, верность, жертвенность, товарищество. Воины нередко называются «героями-победителями», но фигур солдат на памятниках почти нет. Как правило, памятники выполнены в виде стел, колонн с традиционной символикой войны и смерти. Они увенчаны крестами, орлами, мечами, шлемами или фигурами воинов. В виде крестов выполнены памятники в Берлине – в районах Нойкельн (1874 г.), Фридрихсхаген (1879 г.). Первый стоит на двухъярусном основании и имеет форму латинского креста. В точке пересечения лучей изображен лик Христа. Это единственный военный мемориал в Берлине, который выбрал этот христианский символ. В г. Рюдесхайм-на-Рейне (Гессен) в 1875 г. установлен мемориал павшим участникам мужского хора с надписью «Герои».
10 В 1890 г. возведение мемориалов было урегулировано законом, который передал право воздвигать памятники муниципалитетам. Установка до Первой мировой войны шла преимущественно в честь праздничного «дня Седана» (Der Sedantag), особенно в годовщины победы, такие как 10-летие в 1881 г., 25-летие в 1896 г. или 40-летие в 1911 г. Например, памятник Победы во Фрайбурге-им-Брайсгау (современный Баден-Вюртемберг). Он был посвящен XIV армейскому корпусу, в котором служили в основном солдаты из Бадена. В Брауншвейге Памятник Победы на площади Победы был открыт 26 апреля 1881 г. (был переплавлен во время Второй мировой войны).
11 Нередко установка памятников становилась следствием инициативы ветеранских объединений. Так, мемориал в Виттене был открыт 20 сентября 1877 г. по предложению основанной в 1854 г. Ассоциацией гвардейских воинов, объединившей в 1858 г. Виттенский ландвер и Ассоциацию воинов. Мемориал венчала статуя Германии. Памятник стал символом трех победоносных войн (с Данией, Австрией и Францией). На мемориал были нанесены имена всех солдат Виттена, погибших в этих войнах. Кроме того, основание монумента украшали четыре каменных аллегорических орла. По инициативе местного ветеранского союза был воздвигнут мемориал Штоссен в общине Штоссен (Саксония-Анхальт). Он представляет собой стелу, памятная доска на фасаде которого содержит надпись: «Погиб героической смертью за Отечество. В честь памяти тех, кто остался в этих местах во время войны с Францией 1870/71 гг. Военный союз Штоссена». В центре стелы сидит орел со сложенными крыльями13.
13. Stößen, Burgenlandkreis, Sachsen-Anhalt. [Elektronische Ressource]: URL: http://www.denkmalprojekt.org/2012/stoessen_burgenlandkreis_1870_wk1_sa.html (Behandlungsdatum: 14.07.2023).
12 Практика коммеморации распространялась и на погребения противника. После франко-прусской войны предметом дипломатических соглашений стал вопрос ухода за военными могилами. В статье 16 Франкфуртского мирного договора от 10 мая 1871 г. Германия и Франция обязались сохранять солдатские могилы обеих стран, расположенные на их территории. Однако в данном случае, это обязательство было не только проявлением почтения к умершим, но основывалось на практических соображениях. Теплый сезон 1871 г. привел к серьезным гигиеническим проблемам. Кроме того, владельцы территорий, на которых были построены временные захоронения, обратились к французскому государству с иском о компенсации за убытки, понесенные ими в результате невозможности использовать эти земли для ведения сельского хозяйства. Поэтому срочно требовалось всеобъемлющее урегулирование вопроса о военных захоронениях. Особым вниманием пользовалась имперская провинция Эльзас-Лотарингия. Германская империя 2 февраля 1872 г. приняла закон, регулирующий уход за военными могилами на её территории. Земли всех солдатских захоронений были переданы под государственную опеку. Места упокоения павших солдат, построенные за пределами кладбищ, пользовались такой же государственной защитой. Закон 1872 г. уполномочил администрацию Эльзаса-Лотарингии передать эти земли в государственную собственность путем экспроприации. Для сравнения, уважение противнику выражал французский Закон о военных захоронениях от 4 апреля 1873 г. При его реализации использовался принцип, согласно которому везде, где требовалось похоронить особенно большое количество умерших, за государственный счет строился склеп или оссуарий и устанавливался мемориал (так было проведено 22 захоронение). В двух местах, а именно в Люневиле и Шартре, как на французских, так и на немецких могилах были установлены памятные камни, в результате чего государство установило в общей сложности 24 надгробных памятника14.
14. Metzing A. Kriegsgedenken in Frankreich (1871-1914). Studien zur kollektiven Erinnerung an den Deutsch-Französischen Krieg von 1870/71. – 2002. – S. 41.
13 Памятники Первой мировой войне заметно отличаются от мемориалов, посвященных победоносному шествию прусской армии в XIX в. В них не существовало никакого единообразия во внешнем виде. Как и во Франции, центральным элементом подобных военных мемориалов являлся траур. Военные мемориалы, появившиеся в Веймарской республике после 1918 г., как правило, посвящены павшим воинам. Они находятся, в основном, не в центре города, а на окраине, на кладбищах. Итоги войны обусловили стремление привлекать как можно меньше внимания к теме поражения. Такие памятники зачастую представляли собой стелы со списками павших воинов. Фигуративные изображения на памятниках 1920-х г. часто изображают средневековые фигуры, раненых или умирающих солдат, скорбящих воинов. Так, в Берлине в 1924 г. на Банхофштрассе был открыт конный памятник, созданный Гансом Вальтером. Он изображал обнаженного всадника, вскакивающего на коня и смотрящего на раненых. К сожалению, этот памятник долго не просуществовал. Многочисленная критика и обвинение в «дегенеративности» привели к его уничтожению в 1939 г.
14 Поскольку война была не только проиграна, но и Германская империя рухнула, а армия была расформирована, мемориалы обычно не содержали национальных символов. Как правило, они заменялись на военную или христианскую символику. Зачастую это изображения ордена железного креста, дубовых листьев, мечей, стальных шлемов.  Показательны в этом отношении памятники павшим, установленные в г. Франкфурт на Одере (Бранденбург) и Аурихе (Нижняя Саксония). Памятник в Аурихе был поставлен в 1926 г. и посвящен солдатам пехотного полка № 78 «Герцог Фридрих Вильгельм из Брансуика» и резервному пехотному полку № 92. На памятнике изображены три фигуры, которые несут павшего товарища с мечом в руке. У одного из них в руках венок. Все три фигуры сгорблены и оборваны. Мемориал не содержит имен погибших. На лицевой стороне надпись «Это зависит от вас, ваших действий и устремлений, умрем ли мы или будем жить вечно». Надпись принадлежит адвокату и поэту Ауриха Густаву Адольфу Гербрехту (1886–1967). На обороте слова «Наши герои в благодарной памяти 1914-1918 гг.» Встречается на мемориалах и пацифистская символика. Например, в центре мемориала, воздвигнутого в Гольцхайме (Северный Рейн-Вестфалия) в 1929 г. находится скульптура голубя мира с оливковой ветвью. Памятник в Штрюмпфельбахе (Баден-Вюртемберг), созданный после Первой мировой войны содержал надпись: «Больше никакой войны!».  Обелиск или столб как символ победы встречаются очень редко. Зачастую мемориалы размещались в церквях и часто ограничивались перечислением имен умерших. Жертвователями были общины или приходы, изредка объединения воинов. Особенностью мемориализации Первой мировой войны в 1920-е гг. была тесная связь с событиями франко-прусской войны. Нередко памятники даже ставили рядом. Как, например, военные мемориалы 1870-1871 и 1914-1918 гг. в городке Камп-Борнхофен (Рейнланд-Пфальц) на берегу Рейна.
15 Послевоенный экономический кризис не давал вкладывать значительные средства в постройку крупных памятников. Например, военный мемориал на Капелленберге в Бургбернхайме (Бавария) был построен в 1923-1924 гг. в честь «героев, оставшихся на поле чести». Первоначально, из-за нехватки финансирования, мемориал представлял собой «героическую рощу» из 64 молодых дубов в форме Железного креста. В 1923 г. муниципалитет принял решение о возведении каменного памятника. Его открытие состоялось 9 мая 1925 г. После Второй мировой войны имена павших были дополнены именами погибших жителей Бургбергхайма в 1939-1945 гг. Всего 84 человека в Первой мировой войне и 205 человек во Второй мировой войне. Они перечислены поименно на досках почета15.
15. Kriegerdenkmal auf dem Kapellenberg. [Elektronische Ressource]: URL: https://www.burgbernheim.de/Startseite/Tourismus-und-Natur/Sehenswuerdigkeiten/Kriegerdenkmal/E1131.htm (Behandlungsdatum: 12.07.2023).
16 Поражение в войне, экономическая разруха, ширящееся пацифистское движение в совокупности привели к тому, что монументальные памятники стали появляться только к концу 1920-х гг. Как, например, Танненберг в 1927 г. Инициатива создания памятника исходила от федерации ветеранов провинции Восточная Пруссия. Он задумывался как место для проведения торжественных и массовых мероприятий. Его особенностью стало то, что Танненберг был победоносным сражением, имеющим тесную связь со средневековьем. Несмотря на то, что первый камень был заложен в 1924 г., торжественное открытие состоялось только три года спустя. Президент П. фон Гинденбург во время торжественной церемонии сказал: «Немецкий народ единогласно отвергает обвинение в том, что Германия виновна в этой войне! … В бесчисленных могилах, которые являются признаками германского героизма, люди не отличаются друг от друга. Они были едины в любви и верности своему общему отечеству»16. Историю памятника Танненберг можно рассматривать как пример изменения памяти о Первой мировой войне.
16. Fischer D. Der Ausbruch des Ersten Weltkrieges aus multiperspektivischer Sicht. Diplomica Verlag, – 2014. – S. 94.
17 В многообразии мемориалов, посвященных павшим в Первую мировую войну, есть необычные по своей символике. Примером может служить военный мемориал в форме футбольного мяча на стадионе г. Фюрт (Бавария). 31 мая 1914 г. состоялся футбольный матч между футбольными командами Лейпцига и Фюрта, завершившийся после двух дополнительных часов ничьей 2:2. По правилам того времени игра продолжалась до тех пор, пока не будет забит гол. Его забил на 153-й минуте Карл Франц из Фюрта, который помог своему клубу выиграть чемпионат Германии по футболу. Четыре месяца спустя Карл Франц погиб на фронте в Лотарингии. Помимо него погибли и другие игроки из спортивной ассоциации Фюрт. В 1923 г. клуб установил мемориал в форме футбольного мяча для членов клуба, погибших на полях сражений17.
17. Kriegerdenkmal. [Elektronische Ressource]: URL: >>>> (Behandlungsdatum: 14.07.2023).
18 Еще одним примером являются университетские львы. Например, в 1924 г. в Лейпцигском университете был установлен мемориал студентам и преподавателям, погибшим в Первую мировую войну. Как и многие подобные памятники, он символизирует и героизирует такие ценности, как сила, верность Отечеству и готовность идти на жертвы. Избранный символ льва отображал мощь потерянной империи. Надпись на постаменте из песчаника гласит: «В мировую войну за честь и достоинство Германии погибли 1396 мужчин из этого университета» (во время войны погибло 1370 студентов, 12 преподавателей и 14 сотрудников). Основание памятника было разрушено во время взрыва в университете в 1968 г. и восстановлено в 2014 г. Похожий монумент в виде льва был установлен в 1926 г. в Бад-Кёзене в присутствии ректоров университетов Галле и Лейпцига.
19 В 1920-е гг. особое внимание по-прежнему уделялось воинским захоронениям. В 1922 г. в Веймарской республике был принят «Закон сохранении воинских захоронений времен мировой войны», который согласно п.1 §1 был призван «особым образом почтить память жертв войны и насилия» и сохранить для будущих поколений память о том, к каким ужасным последствиям они приводят18.
18. Gesetz über die Erhaltung der Gräber der Opfer von Krieg und Gewaltherrschaft (Gräbergesetz). [Elektronische Ressource]: URL: https://www.gesetze-im-internet.de/gr_bg/BJNR005890965.html (Behandlungsdatum: 14.07.2023).
20 После 1933 г. темы траура и миролюбия в мемориалах, посвященных Первой мировой войне, уступили место воспеванию героизма павших немецких солдат. Они обращались к темам жертвенности, готовности к борьбе, мужеству и уверенности в победе. Мемориалы все чаще возвращались в центр города и строились дальше от церквей, чтобы отделить «память о героях» от христианских аспектов траура и привлечь к ним больше внимания общественности. Например, в Боденхайме (Рейнланд-Пфальц) был установлен мемориал в честь Первой мировой войны, состоящий из пяти каменных стел. На передней горизонтальной плите расположена бронзовая скульптура, изображающей лежащего солдата с крестом в руке. Умирая, он смотрит на рельеф с изображением семьи, под которой есть надпись: «Почти наших погибших, они погибли, чтобы Германия жила». Символика подобных памятников включала орлов, мечи и триумфальные колонны. На мемориале «Военный блок», установленном в 1936 г. в Гамбурге, изображены фигуры солдат, марширующих в полной боеготовности, с ружьями на плечо. В 1938 г. в городе Радольфцелль (Баден-Вюртемберг) был установлен мемориал, на памятных досках которого за скульптурой, изображающей двух солдат на марше, были выгравированы имена погибших или пропавших без вести. Оригинальная надпись на основании памятника до 1958 г. гласила: «Город Радольфцелль своим героям, павшим в мировой войне 1914-1918 гг.». С мемориалов убирались пацифистские надписи, как, например, на упоминавшемся памятнике в Штрюмпфельбахе (текст был восстановлен после Второй мировой войны). Возле памятников нередко проводились парады, переклички и торжественные мероприятия. Особняком стоят мемориалы с символикой креста. Так, в 1934 г. в Рабенау (Саксония) на возвышенности был установлен 17-метровый железный крест весом 2,5 тонны.
21 После 1945 г. художественная коммеморация принимает новый и принципиально отличный для ФРГ и ГДР характер. В ГДР памятники Второй мировой войне оказались под регулирующим воздействием победителей. 31 мая 1946 г. была издана Директива № 30 Контрольного совета союзников, распространяющаяся на все оккупационные зоны, которая гласила: «I. С даты вступления в силу настоящей Директивы запрещается и будет признано незаконным планировать, проектировать, возводить или иным образом отображать любой памятный камень, памятник, рекламный щит, статую, сооружение, уличный или дорожный знак, табличку или знак отличия, направленные на сохранение немецких военных традиций, на пробуждение милитаризма или увековечение памяти национал-социалистической партии или на прославление событий войны. Также запрещены и объявлены незаконными строительство и содержание музеев и выставок военного характера. II. Все существующие мемориальные камни, плакаты, статуи, конструкции, дорожные или автодорожные знаки, ориентиры, мемориальные доски или знаки отличия, планирование, проектирование, строительство, установка или иное размещение которых запрещены Статьей I настоящей Директивы подлежат полному уничтожению и ликвидации к 1947 году. Точно так же все музеи и выставки военного характера по всей Германии должны быть закрыты и распущены к 1 января 1947 года»19.
19. Kontrollratsdirektive Nr. 30. Beseitigung deutscher Denkmäler und Museen militärischen und nationalsozialistischen Charakters vom 13. Mai 1946. [Elektronische Ressource]: URL: https://www.verfassungen.de/de45-49/kr-direktive30.htm (Behandlungsdatum: 14.07.2023).
22 Директива делала исключение только для объектов значительного общественного назначения или большой архитектурной ценности. Поправка к этому постановлению, опубликованная 12 июля 1946 г., определяла памятники, установленные в память о погибших, как подлежащие сохранению, с предложенными изменениями в дизайне (например, удаление милитаристских символов и надписей). Согласно директиве не подлежали уничтожению памятные камни, установленные только в память о погибших военнослужащих регулярных воинских частей, за исключением Ваффен-СС, и индивидуальные надгробия, которые уже существовали или будут возведены в будущем при условии, что архитектура, украшения или надписи на мемориале и надгробиях, упомянутых в пунктах 1 и 2, не отражают воинского духа и не сохраняют память о национал-социалистической партии. Директива уточняла, что выражения «военный» и «милитаризм», а также выражение «военные действия» относятся к военным действиям после 1 августа 1914 г. на суше, на море или в воздухе и к лицам, организациям и учреждениям, имеющим непосредственное отношение к этим действиям. В ФРГ в 1965 г. был расширен Закон 1922 г. «О сохранении воинских захоронений времен мировой войны» и получил название «О сохранении могил жертв войны и тирании», так называемый «закон о могилах»20. Он охраняет многочисленные военные кладбища и памятники в Германии, например, такие как Лесное кладбище на Хальбе (Waldfriedhof Halbe) в Бранденбурге и многие другие. Согласно закону, захоронениями военного времени считаются только могилы лиц, умерших до 31 марта 1952 г.
20. Gesetz über die Erhaltung der Gräber der Opfer von Krieg und Gewaltherrschaft (Gräbergesetz). [Elektronische Ressource]: URL: https://www.gesetze-im-internet.de/gr_bg/BJNR005890965.html (Behandlungsdatum: 12.07.2023).
23 В советской оккупационной зоне, а затем в ГДР началась установка мемориалов советским воинам. Например, мемориал в Дрездене, который был открыт 25 ноября 1945 г. В Берлине три крупных советских мемориала, которые одновременно являются военными кладбищами, также появились сразу после окончания войны: в Тиргартене, Трептов-парке и в парке Шёнхольцер Хайде. Здесь были захоронены более 22 тысяч военнослужащих, павших в боях за Берлин. Мемориал Тиргартен был открыт недалеко от Бранденбургских ворот и здания Рейхстага 11 ноября 1945 г. 8 мая 1949 г. в Трептов-парке в Берлине был открыт мемориальный комплекс в честь воинов Красной Армии. Конкурс на создание мемориала по заказу Советской военной администрации объявлен осенью 1946 г. В нем было обозначено четкое требование выделить не факт Победы, а освобождение от национал-социализма. На конкурс было представлено 33 проекта. Победителем был объявлен проект коллектива под руководством архитектора Я. Белопольского, скульптора Е. Вучетича, художника А. Горпенко и инженера С. Валериус. В парке Шёнхольцер Хайде с 1947 по 1949 гг. было разбито военное кладбище по проекту группы советских архитекторов К. Соловьева, М. Беларнцева и В. Королева и скульптора И. Першудчева. Там были захоронены останки более 13 тысяч офицеров и солдат Красной Армии, павших в последних боях за Берлин в марте-апреле 1945 гг. После объединения Германии все мемориалы передавались земле Берлин и в настоящее время охраняются согласно «закону о могилах». Обязательство Федеративной Республики по уважению, поддержанию и охране мемориалов в соответствии с немецким законодательством было закреплено в германо-советском Договоре о добрососедстве от 9 ноября 1990 г.
24 В ФРГ послевоенные мемориалы, учитывая политические дискуссии, пацифистский настрой, катастрофические размеры гражданских потерь посвящались не только солдатам, но и всем жертвам войны, при этом отдельные имена в основном не упоминались. Собственно военные мемориалы появлялись крайне редко. Как правило, имеющиеся памятники, посвященные Первой мировой войне, дополнялись надписями в честь Второй мировой и новыми списками павших. На подобных мемориалах встречается христианская символика, кресты и пальмовые ветви, а архитектура комплексов часто делает их похожими на храмы. Например, уже упоминавшийся памятник в Боденхайме был расширен в 1965 г. для погибших в годы Второй мировой войны. В военный мемориал в боннском районе Кесенних (Северный Рейн-Вестфалия) в 1956 г. были добавлены имена мужчин, женщин и детей, погибших во Второй мировой войне, а также 110 пропавших без вести. Или военно-морской мемориал в Лабе (Шлезвиг-Гольштейн), который возводился с 1927 по 1936 гг. в честь немецких моряков, погибших в Первую мировую войну. После Второй мировой к нему были добавлены новые имена, а с 1996 г. он увековечивает память моряков всех стран, оставшихся в море, и призывает к мирному мореплаванию в открытом море.
25 К построенным после 1945 г. можно отнести открывшийся в 1972 г. Мемориал немецкой армии в Кобленце, в котором размещался крупнейший гарнизон бундесвера в ФРГ. Так как после постройки Берлинской стены бундесверу был заблокирован доступ к военным мемориалам в Берлине, появляется идея построить новый в Бонне. Однако в итоге выбор пал на Кобленц, город, с которым были связаны имена Карла фон Клаузевица, Августа фон Гнейзенау, Вильгельма фон Шарнхорста, Гельмута фон Мольтке и Пауля фон Гинденбурга. Надпись на лаконичном мемориале гласила: «Погибшим в немецкой армии 1914 - 1918 + 1939 - 1945 - их наследие: мир». На небольшой памятник нанесено изображение Железного креста, который является символом бундесвера. 23 ноября 2006 г. мемориал был расширен и теперь он увековечивает память о военнослужащих Германии, погибших при исполнении служебных обязанностей.
26 Вопреки Директиве Контрольного совета от 1946 г. не все мемориалы, имеющие национал-социалистическое прошлое, были снесены. Например, с военного памятника в Радольфцелле, у которого до 1945 г. проходило «чествование героев», были удалены только символы национал-социализма. В 1930-х гг. в Радольфцелле располагались казармы Ваффен-СС, а с 1941 г. в них разместили узников внешнего лагеря Дахау. До конца 1970-х гг. возле него проводились митинги бывших членов Ваффен-СС21. В попытках придать памятнику демократическое звучание в 2011 г. мемориал был дополнен надписью «жертвам войны и тирании и погибшим во всех войнах». Но до сегодняшнего дня Радольфцелль остается точкой притяжения неонацистов, в частности группы «Der III. Weg». 8 мая 2015 г. сторонники «Der III. Weg». провели у мемориала акцию «памяти героев», а летом 2016 г. неонацисты прошли маршем по центру города, у памятника были разбросаны их листовки. В настоящее время в городе идет общественная дискуссия о сносе мемориала или его изменении.
21. Rechtsextreme und fremdenfeindliche Vorfälle in Baden-Württemberg. Monitoring 2016. [Elektronische Ressource]: URL: https://demokratiezentrum-bw.de/wp-content/uploads/2018/04/Monitoring_2016_Demokratiezentrum-BAden-W%C3%BCrttemberg.pdf (Behandlungsdatum: 13.07.2023).
27 После Второй мировой войны в ФРГ и ГДР появились мемориалы, увековечивающие не только войну, но и трагедию заключенных в концентрационных лагерях: «Нижнесаксонские мемориалы» (ФРГ, 1946-1952 гг. – лагерь Берген-Бельзен), «Мемориальный комплекс Бухенвальд и Дора-Миттельбау» (ГДР, 1950 г.), Мемориальных комплекс «Лагерь Нойнгамме» (ФРГ, 1953 г.), «Бранденбургские мемориалы» (ГДР, 1961 г.), «Баварские мемориалы» (ФРГ, 1955-1962 – мемориал в Дахау) и другие. В 1990-х гг. многие лагеря были преобразованы из музейных комплексов в центры документации. Например, «Нижнесаксонские мемориалы» и «Саксонские мемориалы» это не только материальные объекты, но и информационные порталы, задача которых состоит в коммуникации с родственниками жертв нацистского режима, исследователями и журналистами. Рабочим отделом «Саксонских мемориалов» является Центр документации в Дрездене. Центр был создан в 1994 г. при Техническом университете г. Дрездена как отделение с названием «Исследование вопросов сопротивления». Он был посвящен не только движению сопротивления, но и репрессиям в национал-социалистической Германии и в советской оккупационной зоне. Научная, документационная и справочная работа Центра в основном сводится к таким темам как жертвы национал-социалистического режима, советские военнопленные, немецкие военнопленные, немецкие граждане, заключённые спецлагерей в Германии и осуждённые советскими военными трибуналами, политические заключённые в ГДР 22.
22. Центр документации Дрезден. [Elektronische Ressource]: URL: https://ru.stsg.de/cms/dokstelle/content/o-tsentre/tsentr-dokumentatsii (Behandlungsdatum: 13.09.2022).
28 На современном постобъединительном этапе появляются новые мемориалы, связанные с войной и раскрывающие ранее табуированные темы. Специфика художественных коммеморативных практик этого этапа заключается не столько в прямом интересе к теме войны, сколько к её истокам и последствиям. К ним можно отнести тему принудительной эвтаназии, которой в годы нацистской диктатуры подверглись около 70000 человек. В 2006 г. в Равенсбурге (Баден-Вюртемберг) был поставлен «Серый автобус», монумент, расположенный рядом с Центром психиатрии Вайсенау (бывшем «Лечебном учреждении Вайсенау»). На памятнике выбит вопрос, который задавали водителю: «Куда вы нас везете?». Бетонный контур мемориала повторяет модель автобуса Mercedes-Benz O 3750 «Гекрат», который использовала транспортная компания для депортации пациентов в места эвтаназии23. В Хадамаре (Гессен) продолжается общественная дискуссия о необходимости создания нового мемориала вместо сохранившегося старого гаража серых автобусов «Гекрат», который выполняет функцию памятного места.
23. Denkmal der grauen Busse. [Elektronische Ressource]: URL: https://www.bpb.de/themen/holocaust/erinnerungsorte/503264/denkmal-der-grauen-busse-mahnmal-weissenau/ (Behandlungsdatum: 13.07.2023).
29 Особое внимание в объединенной Германии уделяется военным кладбищам, в том числе тем, где погребены русские и советские солдаты и военнопленные. Согласно перечню расположенных в Германии воинских захоронений, мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих память о погибших воинах на территории ФРГ в 2019 г. находилось 2273 кладбища советских и русских солдат, военнопленных, подневольных рабочих и узников концентрационных лагерей. Например, в Шлезвиг-Гольштейне в городах и общинах Бредштед, Бранде-Хёрнеркирхен, Бордесхольм на кладбищах сохранились могилы русских военнопленных времен Первой мировой войны. Захоронения советских военнопленных и узников концентрационных лагерей, погибших на территории Германии, сохранились во всех федеральных землян. Например, в Баварии (Бад-Киссинген, Кобург, Дахау, Мосбург-на-Изаре-Оберрайт, Мюнхене и др.), в Баден-Вюртемберге (Биберах-ан-дер-Рисс, Битигхайм-Биссинген, Хайльбронн и пр.). Во Фридрихсхафене (Баден-Вюртемберг) воинское захоронение распложено на центральном кладбище. В центе участка установлен обелиск, перед которым расположена плита с надписью на немецком языке: «Поле чести для 453 советских граждан, умерших в южной Германии. Во время Второй мировой войны свыше 5000 людей из Советского Союза заставили работать на военных объектах Фридрихсхафена. Это были угнанные гражданские и военнопленные. 116 из них умерли в период 1941-45 гг. и покоятся на этом кладбище вместе с 337 советскими военнослужащими из 80 мест южного Бадена, южного Вюртемберга и округа Ландау. Памятный камень установлен СССР в 1950 г.» 24.
24. Перечень расположенных в германии воинских захоронений, мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих память о погибших воинах. [Электронный ресурс]: URL: >>>> (Behandlungsdatum: 14.07.2023).
30 В современной Германии культура памяти о войнах обращена не столько к старшему поколению, сколько к молодежи. Характерен пример военного мемориала в Оснабрюке (Нижняя Саксония), установленного в 1880 г. честь «сыновей, оставшихся на войне 1870–1871 годов». Коринфскую колонну венчала бронзовая двухметровая Германия с лавровым венком и флагом победы, которая в годы Второй мировой войны была снята и отправлена на переплавку. Начиная с 2003 г. школьники из Оснабрюкской гимназии в течение двух лет разрабатывали идею обновления интерпретации памятника. Их поддержал Немецкий фонд охраны памятников, который оплатил расходы на реконструкцию. Новое скульптурное осмысление в виде «защитного извива» представляет Францию и Германию как «оставивших враждебное отношение позади и теперь продолжающих объединяться». Памятник, прославивший победу немцев над французами, теперь означает франко-германскую дружбу. Проект старшеклассников был удостоен Студенческой премии мира Нижней Саксонии. Интересной является школьная программа Немецкого фонда защиты памятников «Denkmal aktiv – культурное наследие идет в школу», цель которого знакомство с историей и ценностью культурных памятников25.
25. Denkmal aktiv – Kulturerbe macht Schule. [Elektronische Ressource]: URL: https://denkmal-aktiv.de (Behandlungsdatum: 14.07.2023).
31 В современной Германии тема мемориализации войн считается важной, так как способствует критическому обсуждению прошлого. Согласно опросам, посещения мемориалов побуждают более интенсивно заниматься историей, а также текущими социальными проблемами во избежание повторения прошлого. Новые памятники с военной тематикой являются скорее исключением. Так, в 2009 г. в Берлине был открыт мемориал бундесвера, посвященный памяти военнослужащих всех вооруженных сил, погибших при исполнении служебных обязанностей, в том числе, во время зарубежных миссий. Бетонный карниз украшен ажурным бронзовым корпусом, вид которого напоминает жетоны солдат, разрезанные пополам в случае смерти. Внутри находится комната тишины, отделанная в черном цвете, где можно возложить венки и цветы. Надпись на мемориале гласит: «Погибшим бундесвера ради права на мир и свободу»26.
26. Ehrenmal der Bundeswehr. [Elektronische Ressource]: URL: >>>> (Behandlungsdatum: 14.07.2023).
32 Мемориализация военного наследия, несмотря на негативные коннотации, является духовным ориентиром, отражающим коллективный опыт, в котором нуждаются современники. История Германии, на примере военных мемориалов, показывает, что память о войне определяется не только статусом страны-победительницы или проигравшей стороны. Иконография мемориалов трансформировались под воздействием необходимости национальной идентификации или преодоления прошлого. Военные ансамбли, воздвигнутые в честь победы, стали способом интерпретации новых государственных ценностей. Они предназначались для того, чтобы почувствовать себя единым сообществом, способствовать положительной идентификации с Отечеством. Мемориалы второй половины ХХ в. стали попыткой морального осмысления вины и ответственности, уроков и последствий мировых войн, визуализацией выражения «Bewältigung der Vergangenheit» (преодоление прошлого). Однако памятники, которые устанавливаются в начале XXI в. ярко показывают, как ему на смену приходит новое: «Erinnerungskultur» (культура памяти).

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести