Foreign trade relations of the BSSR the Republic of Polish in 1921–1924
Table of contents
Share
QR
Metrics
Foreign trade relations of the BSSR the Republic of Polish in 1921–1924
Annotation
PII
S230861810024318-9-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Olga Borovskaya 
Occupation: senior researcher Center of World History, International relations and geopolitics
Affiliation: Institute of History. National Academy of sciences of Belarus
Address: Minsk, Academic str., 1, 220072, Minsk, Belarus
Edition
Abstract

According to the Riga Peace Treaty of March 18, 1921, both parties were obliged, no later than six months from the date of ratification of the agreement to begin negotiations on the conclusion of a special Trade Agreement and an agreement on compensatory barter. Desiring to improve Soviet-Polish trade relations between representatives of the Office of the Authorized People’s Commissariat for Foreign Trade of RSFSR under the Council of People’s Commissars of the BSSR and Polish business circles (joint-stock companies Dava-Britopol, Palantyn, Zapadoles, Gratenau). Their result was the conclusion of several agricultural implements, certain types of food chemical compounds.

In the initial period of the formation of foreign economic relations between the BSSR and the Polish Republic, Belvneshtorg played a positive role in the formation and development of international economic and technical ties between the BSSR and Poland. Commercial  transactions of the organization largely determined the import and export of Soviet Belarus, which positively influenced the formation of the industrial and economic complex of the country in the early 1920s, the development of the economy, education and science of the republic. The formation and development of export-import operations took place in a difficult situation. There were a number of factors that negatively affected the activities of the NKVT of the BSSR, lowered the efficiency of its work: the monopoly of foreign trade, strict dictatorship by the Supreme Council of National Economy and its structures in the BSSR, the lack of a well-thought-out market legislative base, coupled with bureaucratic shortcomings, unfavorable conditions in the European and world markets, ill-conceived foreign policy strategy of the state, lack of effective management.

Keywords
export-import operations; transit; foreign trade; Riga peace treaty; trade mission.
Received
15.12.2022
Date of publication
27.03.2023
Number of purchasers
13
Views
260
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf
Additional services access
Additional services for the article
1 УДК 327 (476:4-470)”1921/1924” Боровская О.Н. Экономические взаимоотношения БССР и Польской Республики 1921-1924 гг. Согласно Рижскому мирному договору 18 марта 1921 г., обе стороны обязаны были начать переговоры по заключению Торгового договора и договора о компенсационном товарообмене. Желая улучшения торговых отношений между представителями Управления уполномоченного Народного комиссариата внешней торговли РСФСР при СНК БССР и польскими предпринимательскими кругами были заключены ряд коммерческих договоров. Ключевые слова: экспортно-импортные операции; транзит; внешняя торговля; Рижский мирный договор; торговое представительство.
2 В дипломатической истории Европы межвоенного двадцатилетия заметное место занимает проблема взаимоотношений между возрожденной Польской республикой и Советской Россией. При этом отношения Польши и БССР в спектр рассматриваемых исследователями проблем попадают крайне редко. Традиция рассмотрения БССР в качестве ретранслятора воли ее «старшего товарища», автоматическое отождествление дипломатических выступлений белорусского советского руководства и НКИД РСФСР, выносит за скобки ее самостоятельные внешнеэкономические мероприятия и инициативы. Поэтому в историографии вопрос экономических взаимоотношений БССР и Польши не становился самостоятельным объектом исследований. Первоначальное осмысление темы происходит непосредственными участниками событий в рамках публицистических статей (И. Адамайтис1, И. Теумин2) и на страницах ежегодных обзоров деятельности Управления уполномоченного РСФСР при СНК БССР3. В современной российской и белоруской историографии необходимо отметить разработки А. В. Барынкина4 и Д. В. Романовского5.
1. Адамайтис И. Наш экспорт и внешний рынок (По материалам заграничной командировки) // Савецкае будаўніцтва. 1928. № 5. С. 2-5.

2. Теумин И. Объединение Западной области с точки зрения внешней торговли // Народное хозяйство Белоруссии. 1922. № 2–3.

3. Внешняя торговля Белоруссии в 1923‒1924 хоз. году: Очерк деятельности Управления уполномоченного Наркомвнешторга при СНК БССР и Государственной экспортно-импортной конторы «Госторгбел». Минск, 1925.

4. Барынкин А.В. Польша во внешнеполитической стратегии Советской России (1918‒1919 гг.): автореферат на дисс. на соиск ст. канд. ист. наук: 07.00.15. Санкт-Петербург, 2013.

5. Романовский Д.В. Внешнеэкономические связи БССР с зарубежными странами (на примере работы Госторгбела в 1922‒1931 гг.): дисс. на соиск. ст. канд. ист. наук. Минск, 2003.
3 Рижский мирный договор стал средством пацификации восточноевропейского региона, финальной точной военных действий, опустошающих белорусские земли на протяжении почти восьми лет. Договор заложил основы мирного строительства и развития территории Беларуси. Согласно этому дипломатическому документу произошло официальное признание в качестве самостоятельных субъектов международного права БССР и УССР, наметил пути решения многих спорных вопросов. Некоторые проблемы, такие как, например, установление торговых отношений, заключение договора о компенсационном товарообмене, консульской, почтово-телеграфной, железнодорожной, санитарной, ветеринарной конвенций, а также конвенций по улучшению судоходных условий на Днепровско-Висленских, Днепровско-Западнодвинских водных путях, предусматривалось решить в будущем. Так, согласно статье XXI Рижского мирного договора 18 марта 1921 г., обе стороны обязаны были не позже, чем через шесть месяцев с момента ратификации договора начать переговоры по заключению специального Торгового договора и договора о компенсационном товарообмене. Статья XXII договора обязывала стороны к моменту заключения выше перечисленных международных документов организовать бесперебойный транзит товаров по всем железнодорожным, водным путям, свободных для транзита6.
6. Документы внешней политики СССР. М., 1959. Т. 3. C. 640641.
4 Установление качественных торговых отношений являлось злободневным вопросом для обеих сторон. Через Польшу проходило большинство торговых путей, ведущих на Запад. Эта страна являлась крупным соседом советских республик: протяженность пограничной линии с ней составляла около 1400 километров. Тем более долговременное нахождение части польских земель в составе Российской империи сильно связала экономику этих стран. По данным Народного комиссариата внешней торговли, импорт из Польши в Советскую Россию за 9 месяцев 1921 г. составлял 486 тыс. руб., что составляла всего 0,2 % от всего импорта Советского государства. Экспорт за отмеченный период времени только 24 тыс. руб.7.
7. НАРБ. Ф. 126. Оп. 1. Д. 2. Л. 15.
5 Желая улучшения советско-польских торговых отношений, сразу же после заключения Рижского мирного договора начались переговоры между представителями Управления уполномоченного Народного комиссариата внешней торговли РСФСР при СНК БССР и польскими предпринимательскими кругами (акционерные общества «Дава-Бритополь», «Палантин», «Западолес», «Гратенау»). Их итогом стало заключение договоров на поставку некоторых видов сельскохозяйственных орудий, продуктов питания (рис, рыбные консервы, какао-бобы и другие), химических соединений (бертолетова соль, красный фосфор, парафин)8.
8. НАРБ. Ф. 126. Оп. 1. Д. 74. Л. 108.
6 4 августа 1921 г. в Польшу приехали первые дипломатические и торговые делегации во главе с Л.М. Караханом. С момента их обустройства в Варшаве было открыто полномочное представительства РСФСР и УССР, в их состав были включены и торговые представительства от БССР. Со своей стороны Польша ввела должность торгового советника при дипломатической миссии в Москве. 13 марта 1922 г. СНК и ВЦИК РСФСР приняли постановление «О внешней торговли». Согласно этому документу вся внешнеторговая деятельность РСФСР должна была осуществлять только через иностранные советские торговые представительства, уполномоченными (торговыми представителями) НКВТ РСФСР.
7 В начале 1922 г. начался обмен первыми торговыми делегациями, создавались общества, что вызывало постепенный рост торгового оборота. Уполномоченный НКВТ РСФСР при СНК БССР подписал 18 февраля 1922 г. договор с крупной компанией «Польский Ллойд» о транзитном провозе товаров, приобретенных в Польше и других европейских странах. Их провоз должен был осуществляться через железнодорожные станции: Столбцы, Колосово, Ровно, Здолбуново9.
9. Документы и материалы по истории советско-польских отношений. М., 1965. Т. 4. С. 139.
8 Также были заключены торговые договоры с руководством «Мирковской бумажной фабрики», производителями механических агрегатов «Шайблер и Громан», фирмами «Фитцнер и Гампер» и другими объединениями. Ранее при посредничестве Управления уполномоченного РСФСР при СНК БССР в октябре 1921 г. был заключен коммерческий договор с польско-американским обществом «Палантин» на право ввоза иностранных товаров на общую сумму до 1 млн. золотых рублей и вывоза на аналогичную сумму экспортного сырья10. В свою очередь «Палантин» занимался закупкой пушнины, овечьей шерсти, дубильного экстракта, соды, перца, конских волос, железного лома и др. В БССР импортировались: сельдь, канифоль, гребни, пуговицы, иголки, зубные щетки, спицы и др.11.
10. НАРБ. Ф. 126. Оп. 1. Д. 81. Л. 231.

11. Документы и материалы по истории советско-польских отношений. М., 1965. Т. 4. С. 139.
9 Регулирующее начало во внешней торговле реализовывалось в торговых договорах, заключенных с польскими коммерческими кругами. В каждом отдельном договоре осуществлялась регламентация принципа наибольшего благоприятствования. Вместе с этим принципом общей чертой всех заключенных в Польше торговых договоров являлся принцип свободы транзита, право на использование запрета в отношении ввоза и вывоза. Договаривающие стороны оставляли за собой право установления ограничений на экспорт по мотивам гражданской безопасности и санитарной политики, в отношении товаров, составляющих предмет государственной монополии и в протекционных целях.
10 23 февраля 1921 г. была направлена нота полномочного представителя РСФСР в Польше МИД Польши о складе советской делегации по ведению переговоров по заключению торгового договора: А.Я. Шумский (председатель), Л. Л. Оболенский, С. Г. Горчаков, И. Я. Хургин. 9 марта 1922 г. Совет Министров Польши принял к сведению составленный руководителем Министерства промышленности и торговли проект торгового соглашению с РСФСР и УССР.
11 22 января 1922 г. полномочный представитель РСФСР в Польше Л.М. Карахан встретился с посланником Польши в Москве З. Стефаньским. В ходе этой встречи было получено согласие начать в скором времени переговоры по заключению торгового договора. В начале февраля 1922 г. политический комитет Совета Министров Польши утвердил выработанные специальной комиссией предложения по реализации экономической политики Польши на Востоке12. Предусматривалось осуществить ряд мероприятий, которые необходимо было провести после заключения советско-польского торгового договора. В первую очередь планировалось направить специальные торгово-промышленные миссии, которые должны были провести обследование «российских и украинских рынков»; организовать на границе торговые склады для товарообмена; осуществить проведение ежегодных осенних ярмарок во Львове, в рамках которых будут проходить съезды промышленников; обследование возможности получения концессий на эксплуатацию лесов и сахарных заводов, размещенных в пограничье; установление широколейных железнодорожных путей на участке от границы к Барановичам и Ровно; проведение мероприятий по обследованию возможных объемов и направлений транзита через территорию Польши на Запад и на обратном пути13. В свою очередь 25 февраля 1922 г. польская сторона аналогичным образом назвала членов польской делегации: вице-министр (председатель) Г. Страсбургер, Г. Тэнненбаум, К. Касперский, Ю. Гусарский, В. Олешевич, К. Познаньский, С. Залевский14.
12. Ольшанский П. Н. Рижский договор и развитие советско-польских отношений 1921–1924 гг. М., 1974. С. 8990.

13. АВП РФ. Ф. 188. Оп. 4. Д. 18.Л. 90.

14. АВП РФ. Ф. 122. Оп. 5. Д. 3.Л. 11.
12 Торговые переговоры начались 10 марта 1922 г. в Варшаве. Параллельно с ними проходили встречи в Москве между членами НКИД РСФСР Я. С. Ганецким с польским поверенным З. Стефаньским по вопросам, связанных с отмеченными переговорами. Так, 16 марта 1922 г. Я.С. Ганецкий предложил польскому поверенному активизировать торговые отношения. В докладной записке З. Стефаньского от 17 марта 1922 г. указывалось, что советская сторона уже начала переговоры с Францией, поэтому заключение советско-польского торгового договора не должно вызвать значительных протестов у стран Антанты. Вторая встреча Ганецкий-Стефаньский произошла 20 марта 1922 г. Главной ее темой стал вопрос организации эффективного товарооборота. Советская сторона предлагала срочно начать закупки в Польше текстиля, сельскохозяйственных машин, орудий труда15. В итоге З. Стефаньский убеждал Я.С. Ганецкого, что дело начала товарооборота может быть решено положительно еще до начала Генуэзской конференции.
15. AAN. Zespół 463. Sygn. 207.
13 В отличии от встреч Ганецкого-Стефаньского торговые советско-польские переговоры, которые проходили в Варшаве, не привели к положительному результату. Обе стороны так и не смогли выработать компромиссного решения. Польская сторона настаивала на отмене или ограничении государственной монополии на внешнюю торговлю. Этот пункт ни в коем разе не мог быть принят советской стороной. Во время заседаний председатель польской делегации, опираясь на XXII статью Рижского мирного договора, попробовал ограничить транзит австрийских и немецких товаров в советские республики. Кроме обсуждения финансово-экономических вопросов, польские представители затронули политическую проблематику. Так, они предлагали, чтобы советская сторона дала ряд предварительных политических обязательств. В первую очередь это касалась отказа РСФСР от поддержки Литвы в её территориальных спорах с Польшей, отказ от выступлений против основ и принципов, закрепленных Версальской системой международных отношений.
14 Первым торговым представителем (уполномоченным) РСФСР в Польше стал С. Г. Гродненский (август – сентябрь 1921 г.). Однако он пробыл на этой должности недолгое время, по состоянию здоровья – подал в отставку. С сентября 1921 г. и по июнь 1922 г. полномочное представительство возглавил С. Г. Горчаков (Гринцер). Советско-польский конфликт мая–июня 1922 г. стал причиной отзыва советского торгового представителя из Варшавы в Москву. Временно это место занимал П. Е. Зуев (с 12 июня по 4 декабря 1922 г.). После нормализации советско-польских отношений в конце декабря 1922 г. – начале января 1923 г. – Торговое представительство РСФСР в Польше возобновила работу в польской столице. Уполномоченным от НКВТ РСФСР снова стал С. Г. Горчаков (5 декабря 1922 г. – 2 мая 1923 г.). В августе 1923 г. Торговое представительство РСФСР в Польше было переименовано в Торговое представительство СССР в Польше. Уполномоченным по торговым вопросам стал С. К. Минкевич16.
16. АВП РФ. Ф. 122. Оп. 5. Д. 3.
15 Органами НКВТ РСФСР (СССР) в отдельных республиках являлись Уполномоченные общесоюзного Народного комиссариата при СНК союзных республик. Общие законодательные нормы, которые определяют права и обязанности Уполномоченных, содержались как в Конституции СССР (ст.ст. 53, 67), так и в Положении о НКВТ 12 ноября 1923 г. Согласно этим нормам, Уполномоченные входят в состав СНК соответствующей союзной республики с правом совещательного или решающего голоса, по решению ЦИК данной республики. Уполномоченный выполняет на территории данной республики, в рамках распоряжений НКВТ, особые регулирующие функции, аналогичные центральными органами НКВТ в общесоюзном масштабе. С разрешения НКВТ в целях наблюдения и содействия при проведении за рамками операций по внешней торговле, связанных с обслуживанием потребностей данной союзной республики. Уполномоченные могут назначать своих представителей в составе соответствующих торговых представительств. В составе республиканских НКВТ по линии внешней торговли создавались экспортно-импортные управления. В свою очередь в задачи Торговых представительств входило общее представительство экономических интересов СССР в стране нахождения, изучение народного хозяйства, информирование учреждений СССР и иностранных рынков, надзор и контроль за внешней торговой деятельностью всех юридических лиц СССР и её регулирование. Торговые представительства за границей являлись органами, объединяющими торговую деятельность вообще всех учреждений и организаций СССР, которые выступают на иностранных рынках.
16 В июне 1921 г. для осуществления внешнеторговой деятельности и политики государственной монополии в сфере внешней торговли в Минске было открыто Управление уполномоченного НКВТ РСФСР при СНК БССР (Белвнешторг). Ему необходимо было решать вопросы создания сырьевого фонда, как основного базиса для экспортных операций, организации ввоза иностранных товаров, в которых чувствовалась острая необходимость. В первые месяцы достаточно интенсивно развивалась импортная деятельность Белвнешторга. Это позволило за небольшое время получить из-за границы широкий ассортимент товаров, который отсутствовал на местном рынке. Наличие необходимых материалов дало возможность местной промышленности начать свою работу. Кожевенные, мыловаренные, лесопильные заводы могли работать без перебоев. Но из-за ограниченности ресурсов не удалось развить импортные операции и удовлетворить заявки на ввоз товаров для госорганов, кооперативных объединений, учебных заведений. Белвнешторг установил связи с крупными польскими фирмами «Палантин», «Дава-Бритополь». При этом экспортная деятельность развивалась достаточно медленно17.
17. Внешняя торговля Белоруссии в 1923-1924 хоз. году. Минск, 1925. C. 7.
17 Для улучшения коммерческой активности и на основе указа Управления уполномоченного НКВТ РСФСР при СНК БССР от 17 августа 1922 г. с 1 июля 1922 г. при Управлении была создана Государственная экспортно-импортная торговая контора (Госторгбел). С её созданием в её ведение из Управления была передана вся непосредственная коммерческая работа по экспорту и импорту товаров (подготовка, ввоз, реализация) как за свой счет, так и на комиссионных началах. За Белвнешторгом сохранялись контрольно-регулирующие функции, выдача лицензий и общий надзор за осуществлением государственной монополии внешней торговли. В августе 1922 г. возникла спорная ситуация относительно размера выплаты белорусской стороной комиссионного вознаграждения за осуществление экспортных операций в пользу Торгового представительства РСФСР в Польше. Так как не было установлено фиксированной процентной ставки, сумма выплат часто достигали и 22,5 %, что приводило к выставлению претензий Белвнешторгом. Данный вопрос стал темой отдельного совещания НКВТ РСФСР, на котором присутствовали председатель СНК БССР А. Г. Червяков и уполномоченный НКВТ РСФСР при СНК БССР И. В. Ленский.
18 20 октября 1922 г. было заключено Соглашение между Торговым представительством РСФСР в Польше и Белвнешторгом относительно распределения между ними вознаграждения по комиссионным заказам. В итоге было решено, что все комиссионные отчисления изымаются Торговым представительством, а процентное вознаграждение, принадлежащее белорусской стороне, начисляется со счета представительства, или изымается Белвнешторгом непосредственно с контрагентов в Варшаве. Комиссионное вознаграждение на тот момент составило 30% деньгами или товарами в натуре18.
18. НАРБ. Ф. 126. Оп. 1. Д. 174. Л. 37.
19 В октябре 1922 г. во время совещания Управления уполномоченного НКВТ при СНК БССР, на котором присутствовал и торговый представитель РСФСР в Польше С.Г. Горчаков был рассмотрен вопрос выплаты комиссионного вознаграждения Торговому представительству за счет экспортно-импортных операций. Также была поднята проблема сферы разграничения между Белвнешторгоми Торговым представительством. В итоге было решено, что основными обязанностями последнего являются изучение польского рынка и реализация экспортного фонда Белвнешторга, закупка импортных товаров, наблюдение и контроль за утверждением разрешений на лицензированные закупки для государственных, кооперативных и общественных организаций, пользующих правом закупок лицензированных товаров; ведение переговоров по торговым и финансовым вопросам Белвнешторга в Польше, исключая возможность получения кредитов организациям смешанного типа. По всем поручениям Белвнешторга Торговому представительству РСФСР в Польше предусматривалась выплата 5% комиссионного вознаграждения с особого счета Белвнешторга в Варшаве19.При установлении белорусской стороной комиссионного вознаграждения в товарном виде Торговое представительство обязалось не увеличивать выплаты.
19. НАРБ. Ф. 126. Оп. 1. Д. 81. Л. 5.
20 С 1 января по 28 мая 1923 г. экспорт в Польшу, в том числе вывезенный из Беларуси и Украины, составил 415 вагонов, весом 4769895 кг. Номенклатура ввоза состояла из следующих предметов: пух и перо, хмель, сивушное масло, кожа, лекарственные травы, конский волос, клепка, стальной лом, кишки, щетина, пушнина, шпагат пеньковый, кустарные изделия. Вывезенный товар из Польши и транзитом через её территорию за этот период составил 567 вагонов, весом 5389634 кг. Вывоз и транзит с Польши состоял преимущественно со следующих товаров: анилиновые краски, эмалированная посуда, аптекарские товары, металлические изделия, электрические лампочки, колониальные товары, пряжа, хлопок, дубильный экстракт, автомобильные запчасти, парафин, сода, селитра, бобины, сельскохозяйственные машины, косы, плуги, химические товары, галантерея, канцелярские принадлежности. Экспортные товары из РСФСР и БССР направлялись в основном на Варшаву – 37 вагонов, большая же часть шла в Данциг – 111 вагонов, Гамбург и Лейпциг – 13 вагонов, Кёнигсберг – 221 вагон. Что же касается направления импорта и транзита из Польши, то в Москву было направлено 283 вагона, а в Минск – 141 вагона. Импорт исключительно из Польши в отношении к РСФСР и БССР составлял 246 вагона в общем количестве 424 вагона, а в отношении УССР – 16 вагонов из 14320.
20. НАРБ. Ф. 492. Оп. 1. Д. 242. Л. 35-42.
21 4 января 1924 г. Торговый представитель СССР в Польше К. Г. Мясков дал интервью газете «Правда» по вопросу советско-польских торговых отношений. Советский представитель отмечал, что в связи с общим экономическим застоем и кризисом сбыта, неустойчивостью польской валюты, произошло сокращение экспортно-импортных операций. С польской стороны имелась заинтересованность в получении сырьевого комплекса товаров с СССР21. В своем отчете за 19251926 операционный год о работе экспортного отдела Торгового представительства СССР в Польше отмечал политические и экономические сложности, с которыми приходится сталкиваться в работе: частые смены правительств в Польше, а значит в смена позиций относительно советской стороны, запрет на ввоз в Польшу советских товаров в октябре-ноябре 1925 г., экономический кризис, падение национальной валюты, резкое повышение пошлин на советские товары, допущенных в ввозу в Польшу, банкротство банков, торговых фирм, застой в промышленности и торговли, безработица. В итоге в 19241925 гг. в Польшу из СССР было ввезено товаров на сумму 1623313, 27, а в 19251926 гг. – 1 071 458, 26 дол. Главными экспортными единицами являлись сельскохозяйственные товары и промышленное сырье. При этом поставки со стороны БССР в общесоюзном масштабе были незначительными – 4,8 %22.
21. Документы и материалы по истории советско-польских отношений. М., 1965. Т. 4. С. 257259.

22. НАРБ. Ф. 491. Оп. 1. Д. 174. Л. 235247.
22 В 1922‒1924 гг. – начальный период экспортно-импортной работы. Основным торговым партнером в это время была Польша, что объяснялось её приграничным положением и минимальными тратами коммерческих операций. Белвнешторг отыгрывал позитивное влияние на становление и развитие международных хозяйственных и технических связей БССР с Польшей. Коммерческие сделки организации в значительной степени определили импорт и экспорт Советской Беларуси, что положительно повлияло на становление промышленного и хозяйственного комплекса страны в начале 1920-х гг., развитие экономики, образования и науки республики. Становление и развитие экспортно-импортных операций происходило в сложной ситуации. Существовало ряд факторов, которые негативно повлияли на деятельность НКВТ БССР, понижали эффективность его работы: монополия внешней торговли, жесткий диктат со стороны ВСНХ и её структур в БССР, отсутствие продуманной рыночной законодательной базы в совокупности с бюрократическими недостатками, неблагоприятная конъюнктура на европейском и мировом рынках, непродуманная внешнеполитическая стратегия государства, отсутствие эффективного менеджмента.
23 Источники АВП РФ. Ф. 122. Оп. 5. Д. 3. АВП РФ. Ф. 188. Оп. 4. Д. 18. Внешняя торговля Белоруссии в 19231924 хоз. Году. Очерк деятельности Управления уполномоченного конторы Наркомвнешторга при СНК БССР и Государственной экспортно-импортной конторы «Госторгбел». Минск, 1925. Документы и материалы по истории советско-польских отношений : в 11 т. / под ред. С. Вроньского. М., 1965. Т. 4. НАРБ. Ф. 126. Оп. 1. Д. 2. НАРБ. Ф. 126. Оп. 1. Д. 74. НАРБ. Ф. 126. Оп. 1. Д. 81. НАРБ. Ф. 126. Оп. 1. Д. 174. НАРБ. Ф. 491. Оп. 1. Д. 242. AAN. Z. 463. S. 207. Литература Адамайтис И. Наш экспорт и внешний рынок (По материалам заграничной командировки) // Советское строительство. 1928. № 5. С. 2‒5. Барынкин А.В. Польша во внешнеполитической стратегии Советской России (1918‒1919 гг.): автореферат на дисс. на соиск ст. канд. ист. наук: 07.00.15. Санкт-Петербург, 2013. Внешняя торговля Белоруссии в 1923‒1924 хоз. году: Очерк деятельности Управления уполномоченного Наркомвнешторга при СНК БССР и Государственной экспортно-импортной конторы «Госторгбел». Минск, 1925. Ольшанский П. Н. Рижский договор и развитие советско-польских отношений 1921–1924 гг. М., 1974. Романовский Д.В. Внешнеэкономические связи БССР с зарубежными странами (на примере работы Госторгбела в 1922‒1931 гг.): дисс. на соиск. ст. канд. ист. наук. Минск, 2003. Теумин И. Объединение Западной области с точки зрения внешней торговли // Народное хозяйство Белоруссии. 1922. № 2–3. Список сокращений АВП РФ – Архив внешней политики Российской Федерации Белвнешторг – Управление уполномоченного РСФСР при СНК БССР БССР – Белорусская советская социалистическая республика ВСНХ – Высший совет народного хозяйства ВЦИК – Всероссийский центральный исполнительный комитет Госторгбел – Государственная экспортно-импортная торговая контора МИД – Министерство иностранных дел НАРБ – Национальный архив Республики Беларусь НКВТ – Народный комиссариат внешней торговли НКИД – Народный комиссариат иностранных дел СНК – Совет народных комиссаров СССР – Союз советских социалистических республик РСФСР – Российская советская федеративная социалистическая республика УССР – Украинская советская социалистическая республика AAN ‒ Archiwum Akt Nowych w Warszawie
24 O.N. Borovskaya Foreign trade relations of the BSSR the Republic of Polish in 1921–1924 According to the Riga Peace Treaty of March 18, 1921, both parties were obliged, no later than six months from the date of ratification of the agreement to begin negotiations on the conclusion of a special Trade Agreement and an agreement on compensatory barter. Desiring to improve Soviet-Polish trade relations between representatives of the Office of the Authorized People’s Commissariat for Foreign Trade of RSFSR under the Council of People’s Commissars of the BSSR and Polish business circles (joint-stock companies Dava-Britopol, Palantyn, Zapadoles, Gratenau). Their result was the conclusion of several agricultural implements, certain types of food chemical compounds. In the initial period of the formation of foreign economic relations between the BSSR and the Polish Republic, Belvneshtorg played a positive role in the formation and development of international economic and technical ties between the BSSR and Poland. Commercial transactions of the organization largely determined the import and export of Soviet Belarus, which positively influenced the formation of the industrial and economic complex of the country in the early 1920s, the development of the economy, education and science of the republic. The formation and development of export-import operations took place in a difficult situation. There were a number of factors that negatively affected the activities of the NKVT of the BSSR, lowered the efficiency of its work: the monopoly of foreign trade, strict dictatorship by the Supreme Council of National Economy and its structures in the BSSR, the lack of a well-thought-out market legislative base, coupled with bureaucratic shortcomings, unfavorable conditions in the European and world markets, ill-conceived foreign policy strategy of the state, lack of effective management. Key words: export-import operations; transit; foreign trade; Riga peace treaty; trade mission.

Comments

No posts found

Write a review
Translate